УДК 316-054-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.04-21.119
М.И. Кришталь,
канд. геогр. наук, научный сотрудник
e-mail: MKrishtal@kantiana.ru
А.В. Щекотуров,
канд. социол. наук, заведующий лабораторией
e-mail: ASHCHekoturov@kantiana.ru
Социологическая лаборатория
Института геополитических и региональных исследований
Балтийский федеральный университет имени И. Канта
Представлен анализ особенностей поведения российских и американских студентов в социальной сети Facebook. Фокус исследования сосредоточен на том, какой деятельностью чаще всего занимаются учащиеся двух стран, какие мотивы движут ими при добавлении пользователей в личный список друзей. Основной метод исследования — формализованное интервью (N = 266). Опрошены учащиеся двух высших учебных заведений, находящихся в Калининграде (Россия) и Филадельфии (США). В преддверии анализа были выделены согласно функционалу типы деятельности в Facebook: социальный, функциональный и познавательный. Формы деятельности были разделены на публичные и приватные в соответствии с характером их проявления (открытого или скрытого). Мотивы добавления в друзья были типологизированы согласно ориентации пользователя на развитие «связывающего» или «соединяющего» социального капитала. В результате анализа было выявлено, что студенты из США чаще занимаются публичной деятельностью в Facebook, чем студенты из России, что выражается в более активном комментировании постов, публикации контента на личной странице и страницах друзей. Российские студенты больше предпочитают деятельность приватного характера (общение в чате и просмотр чужих страниц). Функциональный тип деятельности, выражающийся в использовании приложений игровой и неигровой направленности, оказался самой непопулярной формой времяпровождения в Facebook среди учащихся обеих стран. Также обнаружено, что студенты двух университетов более ориентированы на развитие «связывающего» социального капитала. При этом для российских студентов фактор знакомства в реальной жизни не выступает столь важным мотивом для добавления в список друзей, как для американских студентов. Выдвинуто предположение, что основой для обнаруженных различий выступают особенности культурных сред, в которых живут студенты. Российская среда предполагает более осторожное участие в публичной жизни, американская среда стимулирует общественный активизм. Существенных гендерных различий в особенностях поведения студентов в Facebook выявить не удалось.
Ключевые слова: социальные сети, студенты, Facebook, формализованное интервью, мотивация, поведение, социальный капитал.
Литература
- Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 3. С. 22–37.
- Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 283–296. DOI: 10.14515/monitoring.2016.1.13
- Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74. URL: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-5-60-74
- Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123–130.
- Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-... (дата обращения: 09.11.2020).
- Шахмартова О.М., Недошивина И.В. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1348–1353.
- Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y., Ivanov I.S. The sociopolitical profiles of young Internet users in Russia // 2nd the International Conference on the Transformation of Education. Printed and Bound by Berforts Information Press Ltd, UK / Held by SCIEURO in London. 24–25 April 2014. P. 126–141.
- Di Capua I. A Literature Review of Research on Facebook Use // The Open Communication Journal. 2012. Vol. 6 (1). P. 37–42. DOI: 10.2174/1874916X01206010037
- Ceccucci W., Peslac A., Sendall P. An Empirical Study of Social Networking Behavior Using Theory of Reasoned Action // Conference for Information Systems Applied Research. 2011. P. 1–13.
- Joinson A.N., Vasalou A., Courvoisier D. Cultural differences, experience with social networks and the nature of ‘‘true commitment’’ in Facebook // International Journal of Human-Computer Studies. 2010. Vol. 68. P. 719–728.
- Joinson A.N. Looking at, looking up or keeping up with people? Motives and use of Facebook // SIGCHI. 2008. P. 1027–1036.
- Lin K.-Y., Lu H.-P. Why people use social networking sites: An empirical study integrating network externalities and motivation theory // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. P. 1152–1161.
- Liu D., Ainsworth S.E., Baumeister R.F. A meta-analysis of social networking online and social capital // Review of General Psychology. 2016. Vol. 20 (4). P. 369–391. DOI: 10.1037/gpr0000091
- Mazer J.P., Murphy R.E., & Simonds C.J. I’ll see you on ‘‘Facebook”: The effects of computer-mediated teacher self-disclosure on student motivation, affective learning, and classroom climate // Communication Education. 2007. Vol. 56(1). P. 1–17.
- Putnam R.D. Bowling alone: The collapse and revival of American community. NY: Simon & Schuster. 2000. 544 p. DOI: 10.1145/358916.361990
- Spiliotopoulos T., Oakley I. Understanding Motivations for Facebook Use: Usage Metrics, Network Structure, and Privacy. CHI’13: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2013. P. 3287–3296. URL: https://doi.org/10.1145/2470654.2466449
Работа выполнена в рамках исследования «Приватное в публичном: культурные особенности управления самопрезентацией студенческой молодежи в социальных медиа (на примере России и США)» при поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-1909.2019.6 в Балтийском федеральном университете имени И. Канта.