Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Информационно-коммуникативная компетентность преподавателя: проблемы развития и реализации в условиях цифрового образования

Н.А. Рыбакова
80,00 Р

УДК 37.07-051:004

https://doi.org/10.20339/AM.03-21.077   

 

Н.А. Рыбакова,

д-р пед. наук, доц., проф. кафедры психологии и педагогики

Московский университет имени С.Ю. Витте

e-mail: 779169@mail.ru

 

Исследованы факторы, препятствующие реализации преподавателями своей информационно-коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности и выявлению возможностей их преодоления. Для достижения данной цели в работе анализируются результаты современных научно-теоретических и социологических исследований. Цифровая грамотность педагога рассматривается как неотъемлемый компонент его информационно-коммуникативной компетентности, обеспечивающий эффективное развитие всей системы цифровизации образования в вузе. В работе уделяется внимание исследованию слагаемых цифрового аспекта данной компетентности, которые обусловливают содержание соответствующей подготовки. Важное место отведено выявлению реального уровня информационно-коммуникативной компетентности современных преподавателей, в том числе связанной с дистанционными технологиями обучения, а также определению причин, влияющих на недостаточную активность педагогов в образовательно-цифровой деятельности. Результаты исследования позволили заключить, что основными проблемами развития у преподавателей высшей школы информационно-коммуникативной компетентности (включая цифровую) и ее всесторонней реализации в профессиональной деятельности являются недостаточная определенность содержания цифрового аспекта компетентности, слабая система мотивации преподавателей к освоению и применению цифровых инструментов и технологий в профессиональной деятельности, недостаточная ресурсная, техническая и финансовая поддержка педагогов в реализации их цифровой компетентности.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, цифровая грамотность, преподаватель, студент, подготовка, мотивация, поддержка.

Литература

  1. Бычкова М.Н., Смирнова П.Л. Цифровая грамотность преподавателей и студентов университета: «открытия» пандемии  / Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29946 (дата обращения: 24.12.2020).
  2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36.
  3. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1/40. С. 85–93.
  4. Лавина Т.А., Таерова И.А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого         государственного университета. 2015. № 4. С. 141–143.
  5. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101.
  6. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 100–115.
  7. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный%20проект%20Цифровая%20образовательная%20среда.pdf (дата обращения: 22.12.2020).
  8. Родионова И.А. Личный сайт педагога как одно из условий успешной педагогической деятельности // Современная педагогика. 2017. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/05/7129 (дата обращения: 18.12.2020).
  9. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики. М.: Изд-во  ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2017. 132 с.
  10. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 39–48.
  11. Цифровое будущее образования: как российские педагоги интегрируют технологии в учебный процесс? // НАФИ: аналитический центр. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovoe-budushchee-obrazovaniya-kak-rossiyskie-pedagogi-integriruyut-tekhnologii-v-uchebnyy-protse/ (дата обращения: 16.12.2020).