УДК 314/316:343.6
https://doi.org/10.20339/AM.03-21.032
С.Л. Таланов,
канд. социол. наук, доц., старший научный сотрудник
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
e-mail: talanov_sergei@mail.ru
А.В. Давыдов,
канд. пед. наук, доц.
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: a.davydov@yspu.org
Д.Т. Березин
канд. техн. наук
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: dimitry_rus_rub@rambler.ru
Н.А. Храмков,
помощник начальника управления по соблюдения прав человека
в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Ярославской области
e-mail: Khrnic@ya.ru
Ф.Ю. Кушнарев
канд. полит. наук, доц. кафедры социальной политики
Ярославский государственный университет
e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru
Исследуется проблема эффективности профилактики экстремизма в вузах г. Ярославля. Установлено, что большая часть студентов независимо от пола и возраста имеют поверхностные преставления об экстремизме, что создает определенные трудности при противодействии экстремизму в молодежной среде. Исследование демонстрирует, что основные знания, умения, навыки по противодействию экстремизму и терроризму студенты получают в процессе изучения правоведения, социологии девиантного поведения, политологии, социологии конфликта и философии конфликта. В исследовании установлено, что интерактивные методы, формы и средства обучения способствуют формированию у обучающегося толерантности, ответственности и активной гражданской позиции. Доказано, что студенты, у которых оба родителя с высшим образованием более ориентированы на ценности гражданственности и патриотизма, а также на участие в общественно-полезной деятельности. Также показано, что они отличаются от той части студентов, у которых с высшим образованием только один из родителей или у которых родители вовсе не имеют высшего образования. Кроме того, в рамках проведенного тестирования выявлено, что уровень образования влияет и на эмоциональные проблемы в повседневном общении. Так, если у студента оба родителя имеют высшее образование, то эмоции не мешают ему устанавливать контакты с людьми. Выявлено, что чем старше студенты по возрасту, тем более охотно посещают открытые лекции, проводимые сотрудниками правоохранительных органов и представителями различных религиозных конфессий. Авторами предложен ряд мероприятий по повышению эффективности борьбы с экстремизмом в вузах страны.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, интерактивные методы и формы обучения, студенты, вузы.
Литература
1. Lymarev, A.V., Talanov, S.L. Prevention of Terrorism and Extremism in Universities. European Journal of Natural History. 2018. No. 2. P. 84–87.
2. Mattsson, C., Hammarén, N., Odenbring, Y. Youth at risk: A critical discourse analysis of the European Commission’s Radicalisation Awareness Network Collection of approaches and practices used in education. Power and Education. 2016. No. 8 (3). P. 251–265.
3. Kruger, A.B., Malečková, J. Education, poverty and terrorism: Is there a causal connection? Journal of Economic Perspectives. 2003. No. 17 (41). P. 119–144.
4. Steer, L., Ghanem, H., Jalbout, M. Arab Youth: Missing Educational Foundations for a Productive Life? Center for Universal Education at Brookings. Washington D.C, 2014.
5. Willman, A. Briefing Note. Development Dimensions of Violent Extremism. World Bank. Internal distribution, 2015.
6. Mandaville, P., Nozell, M. United States Institute of Peace (USIP), Engaging Religion and Religious Actors in Countering Violent Extremism, 2017.
7. Amjad, N., Wood, A.M. Identifying and changing the normative beliefs about aggression which lead young Muslim adults to join extremist anti-Semitic groups in Pakistan. Aggressive Behavior. 2009. No. 35 (6). P. 514–519.
8. Boyd-MacMillan, E., Campbell, C., Furey, A. An IC intervention for post-conflict Northern Ireland secondary schools. Journal of Strategic Security. 2016. No. 9 (4). P. 111–124.
9. Brooks, M., Ezzani, M. “Being Wholly Muslim and Wholly American”: Exploring One Islamic School’s Efforts to Educate Against Extremism’ Teachers College Record. 2017. P. 119.
10. Goldberg, T. Looking at their side of the conflict? Effects of single versus multiple perspective history teaching on Jewish and Arab adolescents’ attitude to out-group narratives and in-group responsibility. Intercultural Education. 2014. Vol. 25 (6). P. 453–467.
11. Коряковцева О.А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117–122.
12. Таланов С.Л. Девиантное поведение среди несовершеннолетних лиц, активно занимающихся спортом // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 1. С. 32–34.