УДК 378(574)
https://doi.org/10.20339/AM.02-21.095
Ю.Н. Пак,
д-р техн. наук, проф., руководитель
Учебно-методического объединения вузов РК
Ж.С. Нугужинов,
д-р техн. наук, проф., директор КазМИРР
Д.Ю. Пак,
канд. техн. наук, доц.
Карагандинский государственный технический университет,
Республика Казахстан
e-mail: pak_gos@mail.ru
Проведен анализ развития казахстанской системы стандартизации высшего образования на примере нескольких поколений государственных образовательных стандартов. Рассмотрены их особенности в структурном отношении, а также в части требований к обязательному минимуму содержания образования, уровню подготовленности выпускников и результатам обучения. Показана динамика преобразований в контексте расширения академических свобод вузов, соотношения обязательного и вузовского компонентов образовательных программ. Подчеркнута роль Учебно-методических объединений вузов РК в разработке нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Отмечается актуальность внедрения компетентностного подхода в высшей школе на основе сопряжения образовательных и профессиональных стандартов. Показано, что непоследовательные и поспешные реформы, неконкурентоспособный уровень оплаты труда преподавателей, расширяющаяся бюрократизация, неразвитость культуры обеспечения качества не способствуют успешной модернизации высшей школы.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, Болонский процесс, образовательная программа, обязательный и вузовский компонент, профессиональные компетенции, вузовский преподаватель, качество образования.
Литература
- Пак Ю.Н., Газалиев А.М. Болонский процесс и казахстанские реалии: монография. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2012.
- Пивень Г.Г., Пак Ю.Н. Казахстанская высшая школа и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 15–19.
- Пак Ю.Н. Не казаться, а стать. Модернизационный потенциал высшей школы: проблемы и решения // Современное образование. 2014. № 1(93). С. 31–44.
- Коршунов С.В. Cистеме стандартизации образования в Российской Федерации четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–37.
- Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.
- Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 130–136.
- Сенашенко В.С. Нормативно-правовое обеспечение высшего образования нуждается в реконструкции (комментарии к статье С.В. Коршунова) // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 48–56.
- Государственный общеобязательный стандарт высшего образования: приказ Министра образования и науки РК от 31.10.2018 № 604. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669
- Закон Гудхарта. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/закон Гудхарта
- Пак Ю.Н., Нугужинов Ж.С., Пак Д.Ю. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 48–52.
- Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.
- Ибатов М.К., Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография. Алматы: Изд-во Эверо, 2018.