Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Стандартизация и модернизация казахстанской высшей школы

Ю.Н. Пак, Ж.С. Нугужинов, Д.Ю. Пак
80,00 ₽

УДК 378(574)

https://doi.org/10.20339/AM.02-21.095

 

Ю.Н. Пак,

д-р техн. наук, проф., руководитель

Учебно-методического объединения вузов РК

Ж.С. Нугужинов,

д-р техн. наук, проф., директор КазМИРР

Д.Ю. Пак,

канд. техн. наук, доц.

Карагандинский государственный технический университет,

Республика Казахстан

e-mail: pak_gos@mail.ru

 

Проведен анализ развития казахстанской системы стандартизации высшего образования на примере нескольких поколений государственных образовательных стандартов. Рассмотрены их особенности в структурном отношении, а также в части требований к обязательному минимуму содержания образования, уровню подготовленности выпускников и результатам обучения. Показана динамика преобразований в контексте расширения академических свобод вузов, соотношения обязательного и вузовского компонентов образовательных программ. Подчеркнута роль Учебно-методических объединений вузов РК в разработке нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Отмечается актуальность внедрения компетентностного подхода в высшей школе на основе сопряжения образовательных и профессиональных стандартов. Показано, что непоследовательные и поспешные реформы, неконкурентоспособный уровень оплаты труда преподавателей, расширяющаяся бюрократизация, неразвитость культуры обеспечения качества не способствуют успешной модернизации высшей школы.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, Болонский процесс, образовательная программа, обязательный и вузовский компонент, профессиональные компетенции, вузовский преподаватель, качество образования.

 

Литература

  1. Пак Ю.Н., Газалиев А.М. Болонский процесс и казахстанские реалии: монография. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2012.
  2. Пивень Г.Г., Пак Ю.Н. Казахстанская высшая школа и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 15–19.
  3. Пак Ю.Н. Не казаться, а стать. Модернизационный потенциал высшей школы: проблемы и решения // Современное образование. 2014. № 1(93). С. 31–44.
  4. Коршунов С.В. Cистеме стандартизации образования в Российской Федерации четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–37.
  5. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.
  6. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 130–136.
  7. Сенашенко В.С. Нормативно-правовое обеспечение высшего образования нуждается в реконструкции (комментарии к статье С.В. Коршунова) // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 48–56.
  8. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования: приказ Министра образования и науки РК от 31.10.2018 № 604. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669
  9. Закон Гудхарта. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/закон Гудхарта
  10. Пак Ю.Н., Нугужинов Ж.С., Пак Д.Ю. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 48–52.
  11. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.
  12. Ибатов М.К., Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография. Алматы: Изд-во Эверо, 2018.