УДК 37.09:159.95
https://doi.org/10.20339/AM.02-21.024
Н.Г. Шилина,
канд. пед. наук, доц., руководитель
Центра дополнительного довузовского образования
e-mail: shilinang@yandex.ru
Л.А. Шапиро,
доц. кафедры медицинской и биологической физики
e-mail: liudshapiro@yandex.ru
В.В. Салмин,
д-р физ.-мат. наук, доц., заведующий
кафедрой медицинской и биологической физики
e-mail: vsalmin@gmail.com
Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Рассматривается эффективность влияния специально созданной обогащенной (образовательной) среды на показатели памяти и результаты учебной деятельности обучающихся 1-го курса Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого на аудиторных занятиях по медицинской и биологической физике. На первом этапе исследования все студенты проходили компьютерное тестирование с целью определения показателей общей памяти и памяти распознавания деталей объектов, гендерных различий (MST-version 0.96). На втором этапе проводилось сравнение результатов тестирования в контрольных группах (n = 32), занятия в которых проходило по традиционной принятой на кафедре методике, и в экспериментальных группах (n = 34), где занятия проводились с элементами обогащенной учебной среды. В исследовании использовалась традиционная версия MST (Mnemonic Similarity Task), результаты исследования обрабатывались в программе Statistica 6.1 (StatSoft, Russia). Проверка на нормальность распределения данных осуществлялась с помощью критерия Шапиро-Уилка. Результаты тестирования в двух независимых группах сравнивались по критерию Манна-Уитни. Частотный анализ проводился по точному критерию Фишера (двусторонний вариант). Авторами доказано, что применение на занятиях элементов обогащенной учебной среды позволяет улучшить концентрацию внимания студентов, увеличивая эффективность разделения деталей предъявляемых объектов на 21% и показатели успеваемости у 41% студентов. Полученные средние показатели доли корректных ответов (73,4%) и эффективности разделения деталей объектов (38,4%) соответствуют литературным данным, полученным для данной возрастной категории молодых людей.
Ключевые слова: обогащенная образовательная среда, учебная деятельность, память.
Литература
- Бобылева Е.А. Влияние внешних раздражителей на память и внимание человека // Сб. статей XVII Международной научно-практической конференции. М.: Наука и Просвещение, 2019. С. 270–274.
- Мальцева И.Г. Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении. Концепт. 2016. № 3. С. 21–25. URL: http://e–koncept.ru/2016/16043.htm
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Stark, S.M., Yassa, M.A., Lacy, J.W., Stark, C.E. A task to assess behavioral pattern separation (BPS) in humans: Data from healthy aging and mild cognitive impairment. Neuro-psychology. 2013. No. 51(12). P. 2442–2449.
- Stark, S.M., Kirwan, C.B., Stark, C.E.L. Mnemonic Similarity Task: A Tool for Assessing Hippocampal Integrity. Trends Cogn Sci. 2019. No. 23 (11). P. 938–951.
- Stark, S.M., Stark, C.E.L. Age-related deficits in the mnemonic similarity task for objects and scenes. Behav Brain Res. 2017. No. 333. P. 109–117.
- Aldi, G.A., Lange, I., Gigli, C., Goossens, L., Schruers, K.R., Cosci, F. Validation of the Mnemonic Similarity Task — Context Version. Braz J Psychiatry. 2018. No. 40 (4). P. 432–440.