Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Этика взаимодействия студентов и преподавателей в условиях цифровой трансформации высшей школы

Н.Г. Чевтаева, А.С. Никитина, А.П. Лунев
80,00 Р

УДК 2-42:37

https://doi.org/10.20339/AM.02-21.017     

 

Н.Г. Чевтаева,

д-р социол. наук, доц.,

заведующая кафедрой управления персоналом

e-mail: chevtaeva-ng@ranepa.ru

А.С. Никитина,

канд. социол. наук, доц.

кафедры управления персоналом

e-mail: nikitina-as@ranepa.ru  

А.П. Лунев,

аспирант

кафедры теории и социологии управления

e-mail: lunev.ap@kurg.ranepa.ru

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

При Президенте РФ, Уральский институт управления — филиал,г. Екатеринбург

 

Рассматриваются и анализируются этические аспекты взаимодействия студентов и преподавателей в условиях цифровой трансформации высшей школы. Вынужденный массовый переход на дистанционный формат обучения актуализировал направление исследований, связанное с этическими аспектами коммуникации преподавателя и студента в цифровом пространстве. Процессы цифровизации, с одной стороны, становятся фактором конкурентоспособности, престижа образовательного учреждения, определяя его место в рейтинге современного вуза, а с другой стороны, создают проблему деперсонализации коммуникации в процессе цифрового сопровождения обучения. В результате проведенного авторами социологического анкетного опроса (2019 г.) и экспертного интервью (2020 г.) среди студентов и преподавателей вузов Свердловской области были обнаружены как позитивные стороны дистанционного обучения, так и коммуникативные этические сложности в период перехода на дистанционный формат обучения. В заключение статьи авторы предлагают комплекс практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию этико-коммуникативной культуры студентов и преподавателей в условиях цифровизации высшей школы.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация высшей школы, этика взаимодействия, этическая культура, культура поведения.

 

Литература

  1. Зборовский Г.Е. Можно ли управлять доверием в отечественном высшем образовании // Вопросы управления. 2020. № 2 (63). С. 135–147.
  2. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 142–169.
  3. Волкова О.А., Шеболкина Е.П. Возможности формирования, диагностики и мониторинга ценностно-смыслового компонента компетенций студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 127–140.
  4. Жуков Н.В. Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации // Молодой ученый. 2019. № 48. С. 365–368.
  5. Титова Л.Н., Жилко Е.П., Арсланбекова С.А. Блог как форма успешной организации информационного взаимодействия преподавателя и студента в вузе // Инновации в образовании. 2019. № 4. С. 122–129.
  6. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 47–55.
  7. Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. 2018. № 3. С. 52–57.
  8. Шаповалов В.Н., Петрова О.А. Новый подход к развитию социокультурных компетенций // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 9. С. 1683–1698.
  9. Чевтаева Н.Г. Проектный подход в практике инновационного обучения // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2019 г.: в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. Т. 1. С. 101–106.
  10. Долженко Р.А., Карпилянский В.А., Хади Р.А., Диденко А.С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 122–153.
  11. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22
  12. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 20 (3). C. 611–621.
  13. Fedorova A., Ferrara M., Fierro P. (2017) The general data protection regulation (gdpr): from static to dynamic compliance // Law and Economics Yearly Review. Vol. 6. P. 283–302.
  14. Polikarpova E.V., Shipelik O.V., Krylova I.V. (2020) Digitalization of Education: Save the Human // International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects”. P. 648–654. DOI: 10.2991/ASSEHR.K.200509.116
  15. Йюни К., Никитина А.С. Comparative analysis of e-government systems in Russia and the USA // Вопросы управления. 2015. № 6 (37). С. 56–65.
  16. Никитина А.С. Совершенствование методов воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 9. С. 40–46. DOI: 10.20339/AM.09-19.040
  17. Чевтаева Н.Г., Качанова Е.А., Никитна А.С. «Мягкие» и «жесткие» стратегии социального контроля наркопотребления // Социологические исследования. 2018. № 11 (415). С. 152–156.