Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Южноафриканская философия жизни «Ubuntu» и ее значение для понимания ненасилия как общечеловеческой ценности

В.А. Ситаров, В.Г. Маралов
80,00 Р

УДК  17+37.02

https://doi.org/10.20339/AM.01-21.101

 

В.А. Ситаров,

д-р пед. наук, проф.

Института педагогики и псих ологии образования

Московский городской педагогический университет

e-mail: sitarov@mail.ru

В.Г. Маралов,

д-р психол. наук, проф. кафедры психологии

Череповецкий государственный университет

e-mail: vgmaralov@yandex.ru

 

Представлена характеристика южноафриканской философско-этической концепции Ubuntu, определено ее значения для понимания ненасилия как общечеловеческой ценности. Раскрываются три основных положения Ubuntu: «Человек есть человек по причине других людей», «Я есть, потому что мы есть», «Мы — это единое целое». Анализируется вклад, который вносит Ubuntu в понимание ненасилия. Показано, что в Ubuntu приоритетными являются: утверждение ценности человеческой жизни и ее единства, гуманные отношения, разрешение конфликтов с использованием диалогических ненасильственных методов. Сделан вывод о том, что Ubuntu способно существенно обогатить современные представления о ненасилии как общечеловеческой ценности.

Ключевые слова: Ubuntu, ненасилие, общечеловеческие ценности.

 

Литература

1. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. М.: Юрайт, 2019.

2. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии). Часть 1. М.: Институт психологии РАН, 1993.

3. Михалина О.А. Африканская философия образования в поисках смысла // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2010. № 3. С. 39–46.

4. Тимкук Д.А. Диалогический аспект африканского коммунитаризма в философии убунту // Социодинамика. 2017. № 9. С. 113–122.

URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21348. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.9.21348

5. Толстой Л.Н. Ассирийский царь Асархадон. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 14. С. 17–21.

6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

7. Broodryk, J. Ubuntu: Life lessons from Africa. Pretoria: Ubuntu School of Philosophy, 2002.

8. Gade, C. Historical Development of the Written Discourses on Ubuntu. South African Journal of Philosophy. 2011. Vol. 30 (3). P. 303–329. DOI: 10.4314/sajpem.v30i3. 69578

9. Gandhi, M.K. My Non-violence. Compiled By: Sailesh Kumar Bandopadhyaya. Printed & Published by: Jitendra T Desai Navajivan Publishing House. Ahmedabad, 1960.

10. Haenen, H. Ubuntu en Nelson Mandela. Afrikaanse filosofie van versoening. Budel: Damon, 2016.

11. Le Grange L. Ubuntu, ukama, environment and moral education. Journal of Moral Education. 2012. Vol. 41(3). P. 329–340. DOI: 10.1080/03057240.2012.691631

12. Le Roux, J. The Concept of Ubuntu: Africa’s most important contribution to multicultural education? Multicultural Teaching. 2000. No. 18. P. 43–46.

13. Letseka, M. In Defence of Ubuntu. Studies in Philosophy and Education. 2012. Vol. 31. P. 47–60. URL: https://doi.org/10.1007/s11217-011-9267-2

14. Letseka, M. Ubuntu and Justice as Fairness. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5 (9). P. 544. ISSN 2039-2117. URL: https://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/article/view/2670

15. Matolino, B. and Kwindingwi, W. The end of Ubuntu. South African Journal of Philosophy. 2013. Vol. 32(2). P. 197–205. DOI: 10.1080/02580136.2013.817637

16. Mayton, D. M. Gandhi as peacebuilder: The social psychology of Satyagraha. In: D.J. Christie, R.V. Wagner, & D.D.N. Winter (Eds.). Peace, conflict, and violence: Peace psychology for the 21st century. Prentice Hall/Pearson Education, 2001. P. 307–313.

17. Mayton, D. Non-violence and Peace Psychology. New York: Springer, 2009. URL: https://doi.org/10.1007/978-0-387-89348-8_3

18. Mbiti, J.S. African Religion and Philosophy. London: Heinemann, 1969.

19. Metz, T. Towards an African moral theory. The Journal of Political Philosophy. 2007. Vol. 5 (3). P. 321–341. URL: https://doi.org/10.1111/j.1467-9760.2007.00280.x

20. Metz, T. Ubuntu as a moral theory and human rights in South Africa. African Human Rights Law Journal. 2011. Vol. 11 (2). P. 532–559. URL: http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1996-20962011000200011&lng=en&tlng=en

21. Mokgoro, J.Y. Ubuntu and the law in South Africa. Potchefstroom Electronic Law Journal. 1998. Vol. 1. No. 1. DOI: 10.4314/pelj.v1i1.43567

22. Mojalefa, L.J. Koenane & Cyril-Mary Pius Olatunji. Is it the end or just the beginning of ubuntu? Response to Matolino and Kwindingwi in view of Metz’s rebuttal. South African Journal of Philosophy. 2017. Vol. 36 (2). P. 263–277. DOI: 10.1080/02580136.2016.1225188

23. Murithi, T. An African Perspective on Peace Education: Ubuntu lessons in reconciliation. International Review of Education. 2009. No. 55. P. 221–233. URL: http://10.1007/s11159-009-9129-0

24. Nagler, M.N. The search for a nonviolent future: a promise of peace for ourselves, our families, and our world. Makawao: HI Inner Ocean, 2004. URL: https://www.sfsu.edu/~holistic/documents/Spring_2014/Search_for_NV_Future.pdf

25. Nelson, L. Peaceful Personality: Psychological Dynamics and Core Factors. In: Sims G., Nelson L., Puopolo M. (eds). Personal Peacefulness. Springer, Peace Psychology Book Series. Vol. 20. New York, 2014. URL: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-9366-2_4

26. Nussbaum, B. African culture and Ubuntu: Reflections of a South African in America. World Business Academy. 2003. No. 17. P. 1–12.

27. Oviawe, J. How to rediscover the Ubuntu paradigm in education. International Review of Education. 2016. Vol. 62 (1). P. 1–10. DOI: 10.1007/s11159-016-9545-x

28. Shastri, S.Y., Shastri, Y.S Ahimsa and the Unity of All Things. In: Subverting Hatred, edited by D.L.  Smith-Christopher. New York: Orbis Books, 2008. P. 57–75.

29. Takyi-Amoako, E.J.A., Assie-Lumumba, N.T. Re-visioning education in Africa: Ubuntu-inspired education for humanity. New York: Palgrave Macmillan, 2018.

30. Tutu, D. No future without forgiveness: A personal overview of South Africa’s Truth and Reconciliation Commission. New York, 1999.

31. Woermann, M., Engelbrecht, S. The Ubuntu Challenge to Business: From Stakeholders to Relationholders. Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 157 (1). P. 27–44. URL: https://doi.org/10.1007/s10551-017-3680-6