УДК 001.89:378
https://doi.org/10.20339/AM.01-21.057
Т.В. Уражок,
аспирант 3-го года обучения
Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова, Московская область, г. Королёв
e-mail: urazhok@ut-mo.ru
ORCID 0000-0003-1870-0913
SPIN-код РИНЦ: 8948-2472
Анализируется проблема эффективности системы подготовки кадров высшей квалификации, которая уже давно волнует научное сообщество. За последние годы система подготовки научно-педагогических кадров сильно изменилась. Сегодняшнему выпускнику аспирантуры недостаточно классической подготовки, ему необходимо получение более широкого набора навыков, требующихся для продолжения научной деятельности за пределами высшей школы. В этой связи система подготовки научно-педагогических кадров в России начиная с 2000-х гг. стала выпускать кадры высшей квалификации, не рассматривающие свою занятость в научной сфере в целом. Таким образом, некоторые направления подготовки подверглись «массовизации», что привело к обесцениванию ученой степени как таковой. С 2014 г. российская аспирантура функционирует как третья образовательная ступень, являясь интеграцией образовательной и научно-исследовательской составляющих. Изменения привели к тому, что программы аспирантуры стали более педагогико ориентированными, готовя будущего кандидата наук к работе в системе высшего и среднего образования. В настоящий момент выпуск из аспирантуры с защищенной диссертацией составляет примерно 12% от общего количества выпускников аспирантуры. Начиная с 2014 г. процент защищенных выпускников продолжает неуклонно снижаться. В статье рассматриваются мнения аспирантов о системе подготовки кадров высшей квалификации и научно-преподавательской деятельности.
Ключевые слова: система подготовки кадров высшей квалификации, высшее образование, аспиранты, исследования, научно-исследовательская деятельность, эффективность.
Литература
- Белова О.А., Лапшинова К.В. Внутренний мониторинг качества образовательных услуг в условиях модернизации системы высшего образования в странах таможенного союза и странах СНГ // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. М., 2013. С. 287–292.
- Когтева У.А., Кирилина Т.Ю. Перспективы развития медиапространства университета в условиях глобализации // Русский космизм: история и современность. М., 2018. С. 208–214.
- Лягушкина Е.А. Сравнительный анализ действующей модели аспирантуры и проекта концепции «Диссертантура» // Образовательные технологии. 2016. № 4. С. 63–72.
- Уражок Т.В., Лапшинова К.В. Системы подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации и Соединенном Королевстве: сравнительный анализ // Социальная политика и социология. 2019. № 2. С. 54–65.
- Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2006.
- Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/ (доступ: 20.09.2020).
- Dr Abigail Diamond, Dr Charlie Ball, Dr Tim Vorley, Tristram Hughes, Rachel Moreton, Peter Howe, Tej Nathwani. The impact of doctoral careers. Final Report. 2014. P. 130.
- Michael Samuel. The future of doctoral education // Postgraduate supervision: Future foci for the knowledge society. 2016. P. 397–430. DOI: 10.18820/9781928357223/24
- Higher Education Statistics Agency (HESA). Official site. URL: https://www.hesa.ac.uk (дата обращения: 20.09.2020).
- Czech Statistical Office. Official site. URL: https://www.czso.cz/csu/czso/home (дата обращения: 20.09.2020).
- Ministère de l’Enseignement supérieur, de la Recherche et de l’Innovation. Site official. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid25332/doctorat.html (дата обращения: 20.09.2020).