Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Отношение аспирантов к аспирантуре и научно-преподавательской деятельности

Т.В. Уражок
80,00 ₽

УДК 001.89:378

https://doi.org/10.20339/AM.01-21.057

 

Т.В. Уражок,

аспирант 3-го года обучения

Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова, Московская область, г. Королёв

e-mail: urazhok@ut-mo.ru

ORCID 0000-0003-1870-0913

SPIN-код РИНЦ: 8948-2472

 

Анализируется проблема эффективности системы подготовки кадров высшей квалификации, которая уже давно волнует научное сообщество. За последние годы система подготовки научно-педагогических кадров сильно изменилась. Сегодняшнему выпускнику аспирантуры недостаточно классической подготовки, ему необходимо получение более широкого набора навыков, требующихся для продолжения научной деятельности за пределами высшей школы. В этой связи система подготовки научно-педагогических кадров в России начиная с 2000-х гг. стала выпускать кадры высшей квалификации, не рассматривающие свою занятость в научной сфере в целом. Таким образом, некоторые направления подготовки подверглись «массовизации», что привело к обесцениванию ученой степени как таковой. С 2014 г. российская аспирантура функционирует как третья образовательная ступень, являясь интеграцией образовательной и научно-исследовательской составляющих. Изменения привели к тому, что программы аспирантуры стали более педагогико ориентированными, готовя будущего кандидата наук к работе в системе высшего и среднего образования. В настоящий момент выпуск из аспирантуры с защищенной диссертацией составляет примерно 12% от общего количества выпускников аспирантуры. Начиная с 2014 г.  процент защищенных выпускников продолжает неуклонно снижаться. В статье рассматриваются мнения аспирантов о системе подготовки кадров высшей квалификации и научно-преподавательской деятельности.

Ключевые слова: система подготовки кадров высшей квалификации, высшее образование, аспиранты, исследования, научно-исследовательская деятельность, эффективность.

 

Литература

  1. Белова О.А., Лапшинова К.В. Внутренний мониторинг качества образовательных услуг в условиях модернизации системы высшего образования в странах таможенного союза и странах СНГ // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. М., 2013. С. 287–292.
  2. Когтева У.А., Кирилина Т.Ю. Перспективы развития медиапространства университета в условиях глобализации // Русский космизм: история и современность. М., 2018. С. 208–214.
  3. Лягушкина Е.А. Сравнительный анализ действующей модели аспирантуры и проекта концепции «Диссертантура» // Образовательные технологии. 2016. № 4. С. 63–72.
  4. Уражок Т.В., Лапшинова К.В. Системы подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации и Соединенном Королевстве: сравнительный анализ // Социальная политика и социология. 2019. № 2. С. 54–65.
  5. Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2006.
  6. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/ (доступ: 20.09.2020).
  7. Dr Abigail Diamond, Dr Charlie Ball, Dr Tim Vorley, Tristram Hughes, Rachel Moreton, Peter Howe, Tej Nathwani. The impact of doctoral careers. Final Report. 2014. P. 130.
  8. Michael Samuel. The future of doctoral education // Postgraduate supervision: Future foci for the knowledge society. 2016. P. 397–430. DOI: 10.18820/9781928357223/24
  9. Higher Education Statistics Agency (HESA). Official site. URL: https://www.hesa.ac.uk (дата обращения: 20.09.2020).
  10. Czech Statistical Office. Official site. URL: https://www.czso.cz/csu/czso/home (дата обращения: 20.09.2020).
  11. Ministère de l’Enseignement supérieur, de la Recherche et de l’Innovation. Site official. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid25332/doctorat.html (дата обращения: 20.09.2020).