УДК 37.09:336
https://doi.org/10.20339/AM.01-21.043
Е.С. Вылкова,
д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики
РАНХиГС при Президенте РФ, Северо-западный институт управления — филиал
е-mail: vylkova-es@ranepa.ru
Н.Г. Викторова,
д-р экон. наук, доц.,
проф. Высшей инженерно-экономической школы
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
е-mail: viktorova_ng@spbstu.ru
Е.Н. Евстигнеев,
канд. экон. наук, проф.,
проф. Высшей инженерно-экономической школы
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
е-mail: eennn@mail.ru
Представлено исследование развития высшего образования, в частности финансово-налогового, которое следует рассматривать на основе системного интегрального подхода, позволяющего комплексно строить концептуальные модели экономического образования. Smart-образование должно развиваться на основе использования прогрессивных элементов всех педагогических подходов, идей коннетивизма, связанного со спецификой процесса обучения в эпоху цифровой трансформации, а также системной инженерии. Концепция высшего профессионально-экономического образования в налоговой сфере включает изложение системных парадигм, научных подходов и технологий, раскрывающих роль и место образования в экономической системе страны и системе образования в целом. Она состоит в переходе от знаниевого подхода к компетентностному, превращению студента и преподавателя в суверенных активных субъектов познавательной деятельности, которые умеют строить свое персонифицированное знание. Этому призвано способствовать создание персональных учебных сред. В статье определены контуры содержательной части персональной учебной среды, представлена ее схема для преподавателя налоговых дисциплин и для обучающихся по названным дисциплинам. В современных условиях целесообразно широко игрофицировать учебно-воспитательный процесс в вузах для формирования надпрофессиональных навыков, повышения творческого начала, креативности и умения работать в команде у всех участников системы образовательной деятельности, в том числе используя методику ВИРТУОЗ. Грамотное использование интегрального подхода к трансформации отечественного высшего финансово-налогового образования призвано повысить профессиональные и надпрофессиональные компетенции выпускников, способствовать росту их конкурентоспособности на мировом рынке и труда.
Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, интегральный подход, компетенция, персональная учебная среда, игрофикация.
Литература
1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: АВОТС, 1989.
2. Бессмертный А.М., Гаенкова И.В. Игрофикация как образовательная парадигма обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (110). С. 15–22.
3. Вылкова Е.С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 87–90.
4. Вылкова Е.С. Совершенствование игрофикации образовательного процесса в целях развития компетенций выпускников вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 45–51. DOI: 10.20339/AM.06-20.045
5. Вылкова Е.С. Соцопрос в рамках нового метода обучения «Вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач (ВИРТУОЗ) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 4. С. 21–30. DOI: 10.20339/AM.04-16.021
6. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 95–100.
8. Егорова Ю.А. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект системного анализа // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 533–538.
9. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
10. Нефедьев И., Бронникова М. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру. М.: АСТ, 2019.
11. Никитин С.И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1159–1162.
12. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: автореф. дисс. … доктора педагогических наук. URL: http://eco-anthropology.com/data/documents/9.-Raickaya-2013.pdf
13. Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195–205.
14. Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.
15. Топоров В.Н. О некоторых теоретических основаниях этимологического анализа // Исследования по этимологии и семантике. Т. 1. Теория и некоторые частные ее приложения. М., 2004.
16. Федотова В.С. Дискурсивный анализ парадигм образования на современном этапе: становление новой парадигмы образования. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30020702
17. Marczevsky A. Even Ninja Monkeys Like to Play: Gamification, Game Thinking & Motivational Design. Gamified UK, 2015.
18. Bredl K. Serious games and virtual worlds in education, professional development, аnd healthcare. IGI Global. 2013.
19. Pappas Ch. How Gamification Reshapes Learning. URL: https://elearningindustry.com/free-ebook/gamification-reshapes-learning/introduction
20. Yu-kai Chou. Actionable Gamification. Beyond Points, Badges, and Leaderboards. Create Space Independent Publishing Platform. 2015.