Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Интеллектуальный потенциал молодежи: концептуализация понятия и методологические основания исследования

Ж.С. Сафронова, Д.С. Бразевич
80,00 Р

УДК 316.6-053:37.01

https://doi.org/10.20339/AM.01-21.022 

 

Ж.С. Сафронова,

канд. пед. наук, доц.

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

Д.С. Бразевич,

канд. социол. наук, доц.

Санкт-Петербургский государственный университет граж данской авиации

e-mail: brazevich1986@mail.ru

 

Анализируются научные исследования, авторы которых обосновывают концепцию интеллектуального потенциала и определяют методологические основания для диагностики и развития интеллектуального потенциала молодежи. Рассмотрено понятие «интеллектуальный потенциал» с позиции различных методологических подходов. Авторами статьи показаны преимущества молодежи в формировании интеллектуального потенциала: скорость освоения новых компетенций, высокая креативность, низкое репродуктивное торможение при освоении деятельности. Выявлены проблемы формирования интеллектуального потенциала молодежи России. Выделены компоненты интеллектуального потенциала, среди которых особое место занимают мотивация освоения знаний, умений, навыков, готовность к риску и неопределенности, информационная культура и др. Предложено определять интеллектуальный потенциал молодежи исходя из уровней развития его компонентов. Описаны требования к образовательной среде для формирования интеллектуального потенциала современной молодежи. Сделан вывод о том, что интеллектуальный потенциал современной молодежи необходимо формировать в определенной образовательной среде при соответствующих условиях.

Ключевые слова: потенциал, интеллектуальный потенциал, общество риска, неопределенность, высшее образование, молодежь, социализация, опыт.

 

Литература

1. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Норма, 2015. С. 82–90.

2. Кулакова А.Б. Интеллектуальный потенциал региона: теоретико-методологический подход // Вопросы территориального развития. 2017. Вып. 2 (37). С. 3.

3. Кунгурцева Г.Ф. Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа // Омский научный вестник. Социологические и экономические науки. 2010. № 6 (92). С. 35.

4. Лапаев С.П., Есенбаева А.А. Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13 (132). С. 309.

5. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений: автореферат дисс. … канд. филос. наук. М., 2013. С. 17.

6. Любецкий Н.П., Шевченко А.М., Самыгин С.И. Интеллектуальный потенциал студенчества в современной России как стратегический приоритет государственной молодежной политики РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 86–90.

7. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Высшая школа экономики, 2010. С. 65.

8. Савченко Т.В. К вопросу о развитии интеллектуального потенциала студентов высшей школы // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. 2011. № 5 (101). С. 170–173.

9. Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С., Кошелева Т.Н. Когнитивная мобильность в структуре интеллектуального потенциала личности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 5 С. 47–51. DOI: 10.20339/AM.05-20.047