Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль культурной памяти в конструировании коллективной идентичности

Л.И. Седова
80,00 ₽

УДК 177+316

https://doi.org/10.20339/AM.01-21.015

 

Л.И. Седова,

аспирант, старший преподаватель

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

e-mail: lyubovmiklina@yandex.ru

 

Анализируются процессы коллективной идентификации, протекающие на фоне сложных, противоречивых социокультурных трансформаций: глокализации, культурного обмена, эмансипации меньшинств, движений национального освобождения и др. Цель исследования — раскрыть особенности конструирования коллективной идентичности в современном обществе в ракурсе культурной памяти. На теоретическом уровне выявляется характер взаимосвязи коллективной идентичности и памяти, предлагается методология «воображаемых сообществ», позволяющая изучить ресурсы коллективной памяти в процессах социальной интеграции. Исходный тезис состоит в том, что национальные государства в условиях трансформаций перестали играть решающую роль в процессах идентификации сообществ. Сегодняшние объединения требуют поиска общей истории как основания самотождественности. Акцент ставится на символическом значении совместно переживаемых воспоминаний, в особенности коллективной травмы. Культурно конструируемая травма, переходя на групповой уровень, обеспечивает солидарность сообщества, основанную на виктимизации прошлого. Таким образом, культурная травма может стать источником негативной идентичности групп, имеющих схожий травматический опыт. С позиции методологии «воображаемых сообществ» конструирование травмы представляет собой частный случай политики памяти, которая в современном обществе переходит в плоскость политики идентичности. На основе результатов авторского эмпирического исследования предлагается различать три направления политики памяти: забвение, замещение и воскрешение. Такое разделение позволяет сделать вывод о ресурсном значении управления воспоминаниями для поиска идентичности и, следовательно, интеграции сообщества.

Ключевые слова: коллективная идентичность, коллективная память, культурная память, «воображаемые сообщества», культурная травма, виктимизация прошлого, политика памяти, политика идентичности.

 

Литература

  1. Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogenity-Heterogenity // Global Modernities. London, New Delhi, 1995. P. 25–44.
  2. Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 3. С. 78.
  3. Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 3. С. 83.
  4. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. London, 1974. P. 273.
  5. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. М., 2005. С. 16–17.
  6. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. М., 2005. С. 42.
  7. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2018. С. 52.
  8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016. С. 47.
  9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995.
  10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016. С. 75.
  11. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2018.
  12. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти. // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 18.
  13. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.
  14. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 30.
  15. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 78.
  16. Bauman Z. Identity: Conversations with Benedetto Vecchi. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press, 2004.
  17. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 55.
  18. Нора П. Расстройство исторической идентичности // Российский электронный журнал «Мир истории». 2001. № 1. URL: http://www.historia.ru/2010/01/nora.htm (дата обращения: 14.10.2020).
  19. Багдасарьян Н.Г Политика памяти: прошлое как продукт интерпретации // Материалы международной научной конференции «Философия революций и глобальные тренды современности», 14 апреля 2017 г. Дубна: ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна», 2017. С. 5–17.
  20. Гигаури Д.И. Политика памяти в практике социального конструирования политической идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. I. С. 60.
  21. Александер Д. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 17.
  22. Малыгина И.В. Идентификационная функция культурной памяти: от «помнящей культуры» к «культуре забвения» // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 44.
  23. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 23.
  24. Миклина Л.И. Социальная память современной российской молодежи // Власть. 2015. № 1. С. 136–140.