Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Факторы развития профессионального образования в Поволжье в годы Великой Отечественной Войны

Ю.В. Вельдина, О.А. Вагаева
80,00 Р

УДК 377(470+571-32)"1941/45"

https://doi.org/10.20339/AM.12-20.106

 

Ю.В. Вельдина,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: gusarovauvg@yandex.ru

О.А. Вагаева,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: yurmashevj@inbox.ru

Пензенский государственный технологический университет

 

Представлены факторы развития профессионального образования в Поволжье в годы Великой Отечественной войны, которые в значительной мере и степени оказали существенное влияние на его непрерывное развитие. Эти факторы (предварительные условия возникновения какого-либо явления) способствовали тому, что в период активных военных действий система профессионального образования в Поволжье не только продолжала функционировать и осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, но и достигла своего «расцвета». К основным факторам развития системы профессионального образования в годы Великой Отечественной войны можно отнести: форсированное развитие экономики Поволжья, развитие оборонной промышленности, эвакуацию промышленных предприятий, возрастающую роль идеологизации профессионального образования, прирост образовательных и научно-исследовательских учреждений в Поволжье за счет эвакуации из соседних регионов, восстановление народного хозяйства в 1940-е гг. Выбор территориальных рамок обусловлен тем, что Поволжье является центральным регионом России, особенности развития системы профессионального образования в котором типичны для других регионов страны. Выбор временных рамок определяется необходимостью изучения позитивного опыта, накопленного в прошлом в сложных условиях военного времени, с целью его использования в современных условиях. Осуществлению задуманного будет способствовать применение комплекса взаимодополняющих теоретических методов: анализа, синтеза, обобщения, сравнительно-исторического, историко-логического и ретроспективного методов, метода исторической актуализации проблемы, статистического метода обработки исследуемых материалов.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, факторы развития, Поволжье, будущие специалисты, Великая Отечественная война.

 

Литература

1. Государственный архив Пензенской области. Ф.р. 2417 «Пензенский государственный университет». Оп. 1. Д. 1922. Л. 209.

2. Государственный архив Ульяновской области. Ф.р. 3780 «Ульяновское областное управление профессиональным образованием (1940–1988)». Оп. 1. Д. 78. Л. 123.

3. Государственный архив Пензенской области. Ф.р. 465 «Отделы народного образования (ОКРОНО) (1928–1930 гг.)». Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

4. Государственный архив Пензенской области. Ф.р. 465 «Отделы народного образования (ОКРОНО) (1928–1930 гг.)». Оп. 1. Д. 2. Л. 15.

5. Государственный архив Ульяновской области. Ф.р. 2514 «Ульяновский округ и ПТО (1928–1930 гг.)». Оп. 1. Д. 2. Л. 15.

6. Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профессионального образования. М., 2009.

7. История Пензенского края. Пенза, 1998.

8. О государственных трудовых резервах СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР. М., 1948. С. 5.

9. Пащенко В.Г. Пензенский государственный университет. Очерки истории и современной жизни. Пенза, 2003.

10. Пензенская энциклопедия. М., 2001.

11. Смирнова М.М. Деятельность партийных органов Западной Сибири по развитию среднего специального образования (1959–1965). Томск, 1981.

12. Соловьева Е.В. Развитие системы профессионального образования Пензенской губернии в 1918–1928 годах. Пенза, 2003.

13. Энциклопедия Ульяновской области в очерках и фактах. Ульяновск, 1999.