УДК 304(450+571)-044.3(597)
https://doi.org/10.20339/AM.11-20.020
Е.Е. Письменная,
д-р социол. наук, доцент,
профессор Департамента социологии,
Финансовый университет при Правит ельстве РФ;
главный научный с отрудник
Института демографических исследований ФНИСЦ РАН
e-mail: nikitaR@list.ru
С.В. Рязанцев,
д-р экон. наук, профессор, чл.-корр. РАН, директор
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН,
e-mail: riazan@mail.ru
Луонг Динь Хай,
д-р наук, профессор,
директор Института гуманитарных исследований ВАОН
e-mail: tskhldh@yahoo.com
Г.Н. Очирова,
младший научный с отрудник
Института демографических исследований ФНИСЦ РАН
e-mail: galinaochirova93@gmail.com
Рассматриваются особенности образовательной миграции из Вьетнама в российские университеты в 1990–2020 гг. Выделены факторы, которые препятствуют формированию устойчивых установок и масштабных миграционных потоков вьетнамской молодежи в российские университеты. На основе социологических методов установлено отношение вьетнамских студентов к качеству жизни и качеству образования в России. Выявлены ключевые проблемы повседневной жизни вьетнамских студентов в период пандемии COVID-19. Предлагаются рекомендации по изменению ситуации с положением вьетнамских студентов на российском рынке труда с точки зрения возможностей их «оседания» на постоянное место жительства в России.
Ключевые слова: студенты, качество жизни, качество образования, Россия, Вьетнам, миграционные установки, пандемия
COVID-19.
Литература
- В России будут учиться 965 студентов из Вьетнама. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/28/quality_of_education/6819-v_rossii_budut_uchitsya_965_studentov_iz_vietnama
- Золочевская Е.Ю., Скидан А.В., Мельниченко А.М. Особенности привлечения иностранных студентов в российские вузы: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. С. 117–122.
- Национальный проект образование. URL: https://edu.gov.ru/national-project/
- Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации: Статистический сборник. URL: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=548
- Плетнева Ю.Э., Очирова Г.Н. Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. 2020. № 3. С. 147–155.
- Рашидов Х. Образовательная миграция и непрерывное образование. URL: https://docplayer.ru/175593-Obrazovanie-cherez-vsyu-zhizn.html
- Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Образовательная и трудовая миграция вьетнамцев в Россию: тенденции и потенциал. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-i-trudovaya-migratsiya...
- Соколов А.А. Современная образовательная миграция из Вьетнама: возможности и вызовы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. С. 184–205.
- Студентам грозит дистанционное проживание. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4292688
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683-ФЗ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/743474b198a4e9a6e9e181d9451aafc27185f735/
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204-ФЗ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Чесноков А.С. Вьетнамская диаспора в России: история и современность // Известия Уральского федерального университета. 2009. № 3. С. 40–46.
- Better Life Index. The Russian Federation. OECD. 2017. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/countries/russian-federation/
- Embassy supports 6,500 students in Russia amidst COVID-19 outbreak. URL: https://vietnamtimes.org.vn/embassy-supports-6500-students-in-russia-amidst-covid-19-outbreak-18483.html
- Viet Nam national Education for All 2015 review. 2015. UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232770
- WHOQOL: Measuring Quality of Life. World Health Organization. URL: https://www.who.int/healthinfo/survey/whoqol-qualityoflife/en/
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН в рамках научного проекта № 20-511-92002 «Стратегия России на образовательных рынках стран Юго-Восточной Азии: оценка социально-демографического потенциала и направления государственной политики».