УДК 37.01-042.3:614.4
https://doi.org/10.20339/AM.11-20.007
П.И. Ананченкова,
канд. экон. наук, канд. социол. наук, проф.
Академия труда и с оциальных отношений, г. Москва
e-mail: ananchenkova@yandex.ru
Н.М. Новикова,
канд. пед. наук, старший преподаватель
Краснодарский университет МВД России,
Новороссийский филиал
e-mail: tanm75@mail.ru
Исследовано наиболее значимое событие в социально-экономической, политической и иных сферах жизни в период 2019–2020 гг. — пандемия COVID-19, существенным образом «перекроившая» принципы и технологии функционирования отдельных социальных институтов, традиционно играющих стабилизирующую функцию в обществе. Социальный институт образования является одной из таких систем. Под влиянием коронавирусного кризиса образование как социальный институт проявил свои сильные и слабые стороны с точки зрения обеспечения стабилизирующей функции. Дисфункциональность образования наиболее ярко проявилась в неготовности его субъектов к быстрому технологическому переходу от очных форм обучения к дистанционным формам. В статье рассмотрены основные формы дисфункциональности образования, выраженные в такихвидах неготовности, как технологическая, инфраструктурная, кадровая, навыковая, ментальная, представлены их характеристики и основные формы проявления. Сделан вывод о том, что, с одной стороны, коронавирусный кризис явился мощнейшим фактором дестабилизации всех хозяйственных и социальных систем и обусловил их дисфункциональность. С другой стороны, в отношении института образования это проявилось наиболее ярко: ускорил технологическую модернизацию и скорый переход на инновационные формы и технологии обучения, за которыми последовал рост технологической грамотности преподавателей и обучающихся, пересмотр методических и дидактических материалов, смена парадигмы управления учебным процессом непосредственно в образовательных учреждениях и в целом национальными системами образования.
Ключевые слова: коронавирус, образование, неготовность, кризис, дисфункциональность, инновации.
Литература
- Коронавирус — драйвер для рынка онлайн-обучения. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4301803
- Коронавирус углубил образовательное неравенство. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4343122
- Мурзин А.Д. Экономика образования и культуры в период пандемии // Вектор экономики. 2020. № 4 (46). С. 36.
- Николаева Н.С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 6. С. 174.
- Паршин И. Что будет с российским рынком онлайн-образования после пандемии коронавируса? URL: https://incrussia.ru/understand/edtech/
- Рыкова А., Полетаева П. Трудовая лихорадка: какие профессии могут оказаться невостребованными после окончания пандемии коронавируса. URL: https://russian.rt.com/russia/article/734167-professii-pandemiya-koronavirus-rynok
- Сухарев О.С. Дисфункция образования и науки России: траектория преодоления // Приоритеты России. 2014. № 1 (238). С. 3.
- Тищенко А.С. Влияние пандемии на экономику образования // Экономическое развитие России. 2020. № 5. С. 90–97.
- Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-learning: заменит ли дистант традиционные формы обучения? // Труд и социальные отношения. 2017. № 4. С. 119–128.
- 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-e...
- COVID-19 Educational Disruption and Response. UNESCO. 2020-03-04.
- The impact of coronavirus on higher education. URL: https://www.timeshighereducation.com/hub/keystone-academic-solutions/p/i...