Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дисфункциональность образования в условиях пандемии COVID-19

П.И. Ананченкова, Н.М. Новикова
80,00 Р

УДК 37.01-042.3:614.4

https://doi.org/10.20339/AM.11-20.007 

 

П.И. Ананченкова,

канд. экон. наук, канд. социол. наук, проф.

Академия труда и с оциальных отношений, г. Москва

e-mail: ananchenkova@yandex.ru

Н.М. Новикова,

канд. пед. наук, старший преподаватель

Краснодарский университет МВД России,

Новороссийский филиал

e-mail: tanm75@mail.ru

 

Исследовано наиболее значимое событие в социально-экономической, политической и иных сферах жизни в период 2019–2020 гг. — пандемия COVID-19, существенным образом «перекроившая» принципы и технологии функционирования отдельных социальных институтов, традиционно играющих стабилизирующую функцию в обществе. Социальный институт образования является одной из таких систем. Под влиянием коронавирусного кризиса образование как социальный институт проявил свои сильные и слабые стороны с точки зрения обеспечения стабилизирующей функции. Дисфункциональность образования наиболее ярко проявилась в неготовности его субъектов к быстрому технологическому переходу от очных форм обучения к дистанционным формам. В статье рассмотрены основные формы дисфункциональности образования, выраженные в такихвидах неготовности, как технологическая, инфраструктурная, кадровая, навыковая, ментальная, представлены их характеристики и основные формы проявления. Сделан вывод о том, что, с одной стороны, коронавирусный кризис явился мощнейшим фактором дестабилизации всех хозяйственных и социальных систем и обусловил их дисфункциональность. С другой стороны, в отношении института образования это проявилось наиболее ярко: ускорил технологическую модернизацию и скорый переход на инновационные формы и технологии обучения, за которыми последовал рост технологической грамотности преподавателей и обучающихся, пересмотр методических и дидактических материалов, смена парадигмы управления учебным процессом непосредственно в образовательных учреждениях и в целом национальными системами образования.

Ключевые слова: коронавирус, образование, неготовность, кризис, дисфункциональность, инновации.

 

Литература

  1. Коронавирус — драйвер для рынка онлайн-обучения. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4301803
  2. Коронавирус углубил образовательное неравенство. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4343122
  3. Мурзин А.Д. Экономика образования и культуры в период пандемии // Вектор экономики. 2020. № 4 (46). С. 36.
  4. Николаева Н.С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 6. С. 174.
  5. Паршин И. Что будет с российским рынком онлайн-образования после пандемии коронавируса? URL: https://incrussia.ru/understand/edtech/
  6. Рыкова А., Полетаева П. Трудовая лихорадка: какие профессии могут оказаться невостребованными после окончания пандемии коронавируса. URL: https://russian.rt.com/russia/article/734167-professii-pandemiya-koronavirus-rynok
  7. Сухарев О.С. Дисфункция образования и науки России: траектория преодоления // Приоритеты России. 2014. № 1 (238). С. 3.
  8. Тищенко А.С. Влияние пандемии на экономику образования // Экономическое развитие России. 2020. № 5. С. 90–97.
  9. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-learning: заменит ли дистант традиционные формы обучения? // Труд и социальные отношения. 2017. № 4. С. 119–128.
  10. 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-e...
  11. COVID-19 Educational Disruption and Response. UNESCO. 2020-03-04.
  12. The impact of coronavirus on higher education. URL: https://www.timeshighereducation.com/hub/keystone-academic-solutions/p/i...