Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Анализ мотивации поколения Z к осознанному выбору жизненной стратегии (на примере г. Архангельска)

Т.А. Блынская, К.О. Малинина
80,00 Р

УДК 316.6-053(470+571-32)

https://doi.org/10.20339/AM.10-20.028  

    

Т. Блынская,

канд. с-хоз. наук, с. н. с.

e-mail: t_blynskaya@mail.ru

К.О. Малинина,

канд. социол. наук, зав. лаб.

e-mail: malinina.ciom@gmail.com

Лаборатория социокультурной динамики развития Арктических регионов Российской Федерации;Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова УрО РАН

 

Анализируется образовательная мотивация учащихся старших классов. Теоретическая часть работы включает анализ теории поколений с учетом российских условий. Современные старшеклассники (рожденные с 2003 г.) согласно поколенческой теории относятся к поколению Z. Эмпирическое исследование проведено в школах г. Архангельска. Объектом исследования выступили учителя и учащиеся 9–11-х классов школ Архангельска. В результате работы было выявлено, что в старшем школьном возрасте успешность образования в большей степени зависит от познавательного интереса учащегося. В данной ситуации возникает определенное противоречие: с одной стороны, учитель должен вызывать интерес у школьников, управлять этим интересом, развивать и совершенствовать. С другой стороны, если у учащихся отсутствует познавательный интерес как мотив учебной деятельности, педагогу сложно самостоятельно вызвать этот интерес. В процессе опроса учителей большинство информантов высказали мнение о том, что замотивировать школьника невозможно, если он сам этого не хочет. В качестве причин несформированности интереса учителями выделяются отсутствие принципа новизны в системе образования и некомфортные условия для педагогов, которые расхолаживают и лишают мотивации, в том числе и самих учителей.

Ключевые слова: теория поколений, ценности, поколение Z, мотивация, жизненная стратегия, человеческий потенциал.

Литература

1. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.

2. Мифы о «поколении Z». М., 2019.

3. Воронцова Ю.А. Теоретическая основа теории поколений. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-osnova-teorii-pokoleniy

4. Rugenerations — российская школа теории поколений. URL: https://rugenerations.su/

5. Миронова О.А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений // Вестник ростовского государственного экономического университета. 2019. № 1 (65). С. 51–63.

6. Шанин Т. История поколений и поколенческая история России // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 6–25.

7. Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1997.

8. Левада Ю.А. Ищем человека // Социологические очерки 2000–2005. М., 2006. С. 8–9.

9. Попов Н.П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.15

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

12. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

13. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза. Кемерово, 2014.

14. Осипова Л.Б. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 108–129.

15. Кадралиева М.А. Формирование жизненных стратегий у учащихся. URL: https://moluch.ru/archive/96/21608/

16. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132–141. С. 18.

17. Кадралиева М.А. Формирование жизненных стратегий у учащихся. URL: https://moluch.ru/archive/96/21608/

18. Seemiller C., Grace M. Generation Z Goes to College. San Francisco, 2015.

19. Kirschner P., De Bruyckere P. The myths of the digital native and the multitasker // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 67. P. 135–142.

 

 

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 20-011-00016 А «Влияние межпоколенных различий ценностных ориентаций населения Арктической зоны Российской Федерации на экономическое развитие ее территорий».