Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние COVID-19 на систему высшего образования

С.Л. Таланов, Ф.Ю. Кушнарев, Д.Т. Березин, Е.С. Румянцева
80,00 Р

УДК 316+378

https://doi.org/10.20339/AM.10-20.012    

 

С.Л. Таланов,

канд. социол. наук, доц.

с. н. с. сектора социологии девиантного поведения

Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва)

e-mail: talanov_sergei@mail.ru

Ф.Ю. Кушнарев,

канд. полит. наук, доц.

e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru   

Ярославский государственный университет

Д. Березин,

канд. техн. наук, доц.

e-mail: dimitry_rus_rub@rambler.ru

Е.С. Румянцева,

канд. полит. наук, доц.

e-mail: elenaudit@gmail.com

Ярославский государственный педагогический университет

 

Проанализировано влияние ограничений на систему высшего образования, введенных правительством РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Проведено социологическое исследование (онлайн-опрос) среди студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной формах обучения, а также выпускников средних общеобразовательных школ (11-х классов) в малых, средних и больших городах Ярославской области. Кроме того, проведены видеоинтервью с помощью сервиса Zoom родителей абитуриентов, преподавателей и позиционных экспертов. Установлено, что появление и распространение коронавирусной инфекции COVID-19 и связанные с ней ограничения внесли определенные коррективы в стратегию абитуриентов и студентов. Однако, несмотря на все изменения, появившие в связи с возникновением коронавирусной инфекции, лишь незначительная часть абитуриентов и студентов, обучающихся на внебюджетной основе, решили изменить свои планы. Делается вывод о том, что для значительной части абитуриентов получение высшего образования — попытка оставаться в знакомой комфортной среде (продолжение «детства»). К тому же, невзирая на постоянные стрессы в школе, ожидание от перспективы потерять размеренную, знакомую, предсказуемую жизнь становится еще большим стрессом. Родители из семей, относящихся к среднересурсным и высокоресурсным семьям, как правило, поддерживают решение своих детей учиться. При этом решение о поступлении в вуз принимается задолго до окончания школы. Родители из слаборесурсных семей обычно стремятся дать профессию, а не высшее образование. Вместе с тем выявлено, что дети из семей, относящихся к слаборесурсным семьям, в большинстве случаев отмечают, что если бы обладали необходимыми ресурсами, то попытались получить высшее образование. В заключение авторы приходят к выводу, что на принятие решения о поступлении в вуз большое влияние оказывает вовсе не экономический капитал семьи, а существующие в семье ценности и влияние референтной личности.

Ключевые слова: онлайн-опрос, видеоинтервью, коронавирусная инфекция, COVID-19, абитуриенты, студенты, вузы, референтная личность.

Литература

1. Bourdieu, P. Espacesocialetgenèsedes «classes». Actes de la rechercheens ciences sociales. 1984. No. 52–53. P. 3–14.

2. Inglehart, R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

3. Jamal, F., Fletcher, A., Harden, A., Wells, H., Thomas, J., Bonell, C. The school environment and student health: a systematic review and meta-ethnography of qualitative research. BMC Public Health. 2013. Vol. 13. P. 798.

4. Tibbetts, Y., Priniski, S.J., Hecht, C.A., Borman, G.D., Harackiewicz J.M. Different Institutions and Different Values: Exploring First-Generation Student Fit at 2-Year Colleges. Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 502.

5. Таланов С.Л. Влияние референтной личности, социального капитала семейной группы на формирование образовательной и профессиональной стратегии детей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 28–37.