УДК (373:37.09-053)::502/504
https://doi.org/10.20339/AM.09-20.048
И.Б. Костина,
канд. филос. наук, доц.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)
e-mail: Kostina_i@bsu.edu.ru
Рассматриваются результаты эмпирического исследования в рамках констатирующего эксперимента, цель которого заключалась в оценке уровня сформированности экологического сознания девочек-подростков среднего школьного звена. Анализ результатов проводился по уровням интенсивности субъективного отношения таких компонентов, как перцептивно-аффективный, когнитивный и поведенческий. Для диагностики каждого компонента использовалась методика «Натурафил», которая помогла выявить поуровневый характер развития экологического сознания. Оценка уровня сформированности экологического сознания девочек подросткового возраста проходила в несколько этапов. Соотнесение результатов используемой методики позволило выделить в каждой из групп, обучающихся в классах с общеобразовательным и естественнонаучным профилями, позволило выделить три основные подгруппы с разным уровнем развития экологического сознания. Оценка уровня развития экологического сознания школьниц проводилась на основе методов математической статистики, входящих в пакет данных программного приложения MS Excel. Полученные результаты показали, что экологическое сознание, трансформируясь в экологические знания и действия, формируется с детства и продолжается все последующее время, при этом важную роль в формировании экологически нравственной личности играет среднее школьное звено.
Ключевые слова: экология, экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое образование.
Литература
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
- Корунова В.О. Роль экологической культуры и экологического сознания в формировании отношений человека с окружающей средой // Управление социально-экономическими системами. М., 2017. С. 215–217.
- Костина И.Б. Социально-экологическая устойчивость личности // Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века. М., 2006. С. 101–105.
- Лавыгина И.В. Гендерные особенности экологического сознания // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 136–141.
- Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник Поволжского института управления. 2011. № 2. С. 199–203.
- Полянский Д.В. Экологический эдукациоцентризм и концепция опережающего образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2006. № 12. С. 32–40.
- Чуйкова Л.Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: Анализ научных концепций и трактовок // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1 (19). С. 46–68.
- Jackson J., Bogg T. Not all Conscientiousness Scales Change Alike: A Multimethod, Multisample Study of Age Differences in the Facets of Conscientiousness // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 96 (2). P. 446–459.
- Soto C., Gosling S., Oliver J., Potter J. Age Differences in Personality Traits From 10 to 65: Big Five Domains and Facets in a Large Cross-Sectional Sample // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100 (2). P. 330–348.