Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Альтернативные формы демонстрации компетенций в образовании

А.А. Соловьев, Л.С. Соловьева
80,00 Р

УДК 37.04+378

https://doi.org/10.20339/AM.08-20.032               

 

А.А. Соловьев,

канд. филос. наук, доц.

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: lokotigr@mail.ru

Л.С. Соловьева,

канд. филос. наук, доц.

Волгоградский государственный университет

e-mail: solovieva_ls@volsu.ru

 

Предпринята попытка проанализировать теоретические основания установления соответствия между реальным уровнем компетенций обучающихся и результатами, фиксируемыми традиционными формами проверки. Представлена взаимосвязь разных видов компетенций, при этом обращено внимание на ненадежность некоторых индикаторов знаний и умений. Названы отдельные факторы, приводящие к повышению значимости самого индикатора независимо от его соответствия тестируемому содержанию. В связи с этим предложено понятие «альтернативная форма демонстрации компетенций». Рассмотрение этого конструкта сводится к теоретическому выявлению механизмов, демонстрирующих приобретение учебных навыков без фактического их освоения. Автор настаивает на том, что признание альтернативных форм демонстрации компетенций в качестве соответствующих традиционным индикаторам необходимо должно иметь объективные причины. Представлены различные явления, способствующие направленности обучающихся на поиск нетрадиционных форм образовательной самопрезентации. Помимо стремления обойти правила и тем самым уменьшить временные затраты на обучение, причиной может также становиться возможность продемонстрировать навыки и способности, имеющие специфическую значимость как в процессе образования, так и в последующей профессиональной практике. Но эффективность таких умений, в свою очередь, определяется социальными противоречиями, вследствие чего авторы ставят под сомнение их общественную ценность.

Ключевые слова: образование, образовательная деятельность, субъект образования, компетенции, проверка компетенций, философия образования, дискуссионный метод.

Литература

1. Dewey J. The School and society. Chicago, 1902.

2. Giluk T.L., Postlhwaite B.E. Big Five Personality and Academic Dishonesty: A Meta-Analytic Review // Personality and Individual differences. 2015. No. 72. P. 59–67.

3. Marques T., Reis N., Gomes J. A Bibliometric Study on Academic Dishonesty Research // Journal of Academic Ethics. 2019. Vol. 17. P. 169–191.

4. Бразевич Д.С., Сафронова Ж.С. Аспекты профессионального становления молодого преподавателя гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 5. С. 58–65.

5. Лунев В.В., Лунева Т.А. Высшее образование: взгляд в будущее // Казанская наука. 2015. № 9. С. 173–175.

6. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Минск, 2005.

7. Рощина Я.А. Борьба со списыванием в студенческой среде: важно ли следить за студентами во время письменных работ // Вестник Московского университета. 2017. № 2. С. 107–27.

8. Соловьев А.А., Соловьева Л.С. Свобода выбора в образовательной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 5. С. 35–38.

9. Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84–109.