Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Синтез истории и культурологии (теории и истории культуры) в системе современного высшего образования

Н.В. Михайлова
80,00 Р

УДК 00:378

https://doi.org/10.20339/AM.08-20.028                

 

Н.В. Михайлова,

канд. ист. наук, доц.

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: cnadezhda@yahoo.com

 

Исследуется тема вызовов современности, стоящих перед системой высшего образования. Один из главных вызовов — наполнение образовательного процесса тем предметным содержанием, которое поможет и позволит студенту сформироваться как грамотному специалисту и широко мыслящую и глубоко чувствующую личность. Грамотность сегодня — характеристика чрезвычайно многогранная, имеющая самые разные измерения. Одним из ключевых является социокультурное измерение — умение специалиста встраивать свою профессиональную деятельность в различные культурные среды, анализировать культурные контексты, понимая их специфику, ограничения, которые они налагают, и возможности, которые они предоставляют, соотносить частное с общим, социокультурным и др. Статья посвящена обсуждению одного из способов формирования такого типа грамотности, культурной компетентности через предметное содержание образования, а именно через двухступенчатую дисциплинарную модель «история-культурология». Обосновывается, во-первых, принципиальная важность самого предметно-содержательного аспекта, а не только средового для формирования указанного типа компетентности и, во-вторых, выявляется потенциал поэтапного преподавания истории и теории и истории культуры (культурологии) на основе глубинной взаимосвязи данных научных дисциплин.

Ключевые слова: высшее образование, культурная компетентность, универсальные компетенции, содержание образования, история, теоретическая культурология, историческая культурология, синтез дисциплин.

Литература

  1. Винан Ж. Университет и демократия для доверчивых // Курьер Юнеско. 2018. Январь-март. С. 21–23.
  2. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127–135.
  3. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки. М., 2014.
  4. Флиер А.Я. Теория культуры как философия истории. URL: http://www.cult-cult.ru/teoriya-kulitury-kak-filosofiya-istorii/
  5. De Wit H. Internationalization of Higher Education: The Need for a More Ethical and Qualitative Approach. URL: https://www.ojed.org/index.php/jis/article/view/1893
  6. Talbani A. High-Impact Practices for Cultural Competency. URL: https://nebhe.org/journal/high-impact-practices-for-cultural-competency/