УДК 37.09
https://doi.org/10.20339/AM.06-20.031
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц.
Л.В. Логунова,
канд. филос. наук, доц.
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Представлены результаты мини-опроса «Итоги школьного обучения глазами студентов». На основании собранных данных сделан вывод о сформированности у учащихся средних школ, наряду с запланированным федеральным образовательным стандартом набором компетенций, непредусмотренных умений и навыков. Выявлено, что последние представляют собой «побочный продукт обучения» и могут быть обозначены как «теневые» компетенции. Определено, что «теневые» компетенции неоднородны и делятся на две группы: дисциплинарные и субверсивные (подрывные). Представлен анализ данных разновидностей компетенций, в ходе которого установлено, что и дисциплинарные, и субверсивные компетенции формируются благодаря наличию и функционированию скрытой учебной программы (hidden curriculum). Проанализированы соотношение и взаимосвязь официального учебного плана и скрытой образовательной программы. Показано, что, несмотря на расхождение академических (прописанных в федеральном образовательном стандарте) результатов обучения и его побочных продуктов, во взаимодействии официального учебного плана и скрытой образовательной программы (как и института образования в целом) нет противоречий: они оба служат воспроизводству культурных и социальных различий между классами с целью сохранения существующего социального порядка. Выявлено, что эта цель достигается посредством реализации функций скрытой учебной программы, которые она осуществляет через формирование «теневых» компетенций: социализирующую (дисциплинарные компетенции) и селективную (субверсивные компетенции), применяемые в отношении разных групп учащихся.
Ключевые слова: скрытая учебная программа (hidden curriculum), федеральный образовательный стандарт, «теневые» компетенции, субверсивные компетенции, дисциплинарные компетенции, официальный учебный план.
Литература
1. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории образования. URL: http://bourdieu.name/files/bourdieu_passeron_reproduction_ru_isbn_5090141045.pdf
2. Джексон Ф. Жизнь в классе. URL: https://www.eseur.ru/Files/file8701.pdf
3. Дудина В.И. Экспертные культуры и скрытая учебная программа в высшем образовании. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertnye-kultury-i-skrytaya-uchebnaya-programma-v-vysshem-obrazovanii
4. Нечитайло И.С. Исследование приемов реализации скрытой учебной программы с использованием метода экспериментальной лекции. URL: file://C.Users/%D0%9D%d0%b8%D0%BD%B0/Downloads/npchdusoc_2015_258_246_7%20(2)pdf
5. Полонников А.А. «Hidden curriculum» и продуктивность образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hidden-curriculum-i-produktivnost-obrazovaniya
6. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность. URL: https://sociology.knu.ua/sites/default/files/library/elclosed/sorokin.pdf
7. Тягунова Т.В. «Что, черт возьми, там происходит?»: образовательные практики и политики их исследования. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/43185/1/%d0%94%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81%20%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%b0%202011%2014-38.pdf
8. ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 413). URL: file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Downloads/fgos_ru_sred.pdf%20(6).pdf
9. Ярская-Смирнова Е.Р. Скрытый учебный план как традиция социологических исследований // Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность. Ульяновск, 2006. С. 95–204.
10. Balucanag M.A., Thaworn L. Hidden curriculum and English learning: a case study of a Thai nursing college. URL: https:/pdfs.semanticscholar.orga017/49a7f1233a2837a41a5ab245d26b5939282e.pdf
11. Bray M., Kobakhidze M.N., Zhang W. The hidden curriculum in a hidden marketplace: relationships and values in Cambodia’s shadow education system. URL: https://www.researchgate.net/profile/Magda_Nutsa_Kobakhidze/publication/324636059_The_hidden_curriculum_in_a_hidden_marketplace_relationships_and_values_in_Cambodia’s_shadow_education_system/links/5ad98435aca272fdaf821219/The-hidden-curriculum-in-a-hidden-marketplace-relationships-and-values-in-Cambodias-shadow-education-system.pdf
12. Larson J.O. Fatima’s rules and other elements of an unintended chemistry curriculum. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED387318.pdf
13. Matusov E., Sullivan P. Pedagogical violence. URL: http://ematusov.soe.udel.edu/vita/Articles/Matusov,%20Sullivan,%20Pedagogical%20violence,%20IPBS,%202019.pdf
14. Perpignan H., Rubin B., Katznelson H. “By-products”: The added value of academic writing instruction for higher education. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1475158507000185?via%3Dihub
15. Fulya D.K. Comparison of hidden curriculum theories. URL: file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Downloads/7275c2c3f5f176ee42d8e661ebdb4683e959.pdf