УДК 304+(316.3-054)
https://doi.org/10.20339/AM.05-20.058
И.Н. Литвинчук,
канд. филол. наук, доц.
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
e-mail: irinlitvi@gmail.com
Представлены основные результаты экспериментального пилотажного исследования характера ценностных ориентаций в соотношении с различными факторами самоактуализации представителей студенческой молодежи Крыма в межкультурном взаимодействии. В качестве авторской методики апробирован опросник «Самоактуализация личности в культурном взаимодействии». В статье приводятся междисциплинарные теоретико-практические основания создания этой методики и обсуждаются особенности ее применения. В опроснике нашли отражение различные факторы самоактуализации личности, из которых объектом обсуждения в этой статье являются: «Экзистенциальная ориентация на настоящее или прошедшее/будущее», «Цели и способы деятельности», «Единство с человечеством в целом или с определенной культурной/этнической группой», «Степень автономии/конформизма относительно культурно-группового влияния», «Преимущественная ориентация на позитивный/негативный опыт», «Отчужденность/вовлеченность в процессе межкультурных отношений». Описаны качественные различия в ценностных ориентациях молодых представителей основных этнокультурных групп Крыма — русских и крымских татар — по отношению к процессу самоактуализации в межкультурном взаимодействии. Определены отличия в стратегиях опосредования социокультурной среды: русским свойственна преимущественно экзистенциально-созерцательная стратегия, а крымским татарам — деятельностно-достигающая. Выявление черт сходства/различия в способах самоактуализации личности, наиболее распространенных у различных субъектов межкультурного взаимодействия, создает предпосылки прогнозирования прагматики влияния различных социокультурных стимулов на характер цивилизационных процессов в многонациональных регионах.
Ключевые слова: ценности, самоактуализация, этнокультурные группы, стандартизированный опрос, социология коммуникации.
Литература
- Добреньков В.И., Кравченко В.И. Методы социологического исследования. М., 2019.
- Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей // Социология: Методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 32–54.
- Коломиец В.П. Cоциология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.
- Brislin, R.W., Looner, W.J., Thorndike, R.M. Cross-cultural Research Methods. New York. 1973. P. 38.
- Diener, E., Tay, L. Needs and subjective well-being around the world. Journal of personality and social psychology. 2011. Vol. 101(2). P. 354–365.
- Edwards, A. Edwards Personal Preference Schedule. New York, 1976.
- Frick, W.B. Conceptual foundation of self-actualization. A contribution to motivation theory. Journal of humanistic psychology. 1982. Vol. 22(4). P. 32–52.
- Geller, L. Another look at self-actualization. Journal of humanistic Psychology. 1984. Vol. 24 (2). P. 93–106.
- Guven, O.G., Akun, F.A. Self-actualization, self-efficacy and emotional intelligence of undergraduate students. Journal of advanced management science. 2017. No. 3. P. 170–175.
- Hambleton, R.K. The Next Generation of the ITC Test Translation and Adaptation Guidelines. European Journal of Psychological Assessment. 2001. No. 3. P. 164–172.
- Irvine, A., Drew, P., Sainsbury, R. Am I not answering your questions properly? Clarification, adequacy and responsiveness in semi-structured telephone and face-to-face interviews. Qualitative Research. 2012. Vol. 13(1). P. 87–106.
- Kreitler, Sh., Kreitler, H. Meaning, Culture and Communication. Journal of Pragmatics. 1988. Vol. 12. P. 725–742.
- Lechuga, V.M. Exploring culture from a distance: The utility of telephone interviews in qualitative research.International. Journal of Qualitative Studies in Education. 2012. Vol. 25(3). P. 251–268.
- Litvinchuk, I. Self-actualization of personality in civilizational interaction. World Collection of Scientific Works. 2013. Vol. 25. P. 9–19.
- Mitchell, K. Educating the national citizen in neoliberal times: from the multicultural self to the strategic cosmopolitan. Transactions of the Institute of British geographers. 2003. Vol. 28. P. 387–403.
- Myers, M.B., Calantone, R.J., Page, T.Jr.J., Taylor, C.R. An application of multiple-group casual models in assessing cross-cultural measurement equivalence. Journal of international marketing. 2000. Vol. 8 (4). P. 108–121.
- Reese, G., Proch, J., Finn, C. Identification with all humanity: the role of selfinvestment and self-definition. European journal of social psychology. 2015. Vol. 45. P. 426–440.
- Rokeach, M. Understanding Human Values: Individual and Societal. Free Press. 2000.
- Schultze, U., Avital, M. Designing interviews to generate rich data for information systems research. Information and Organization. 2011. Vol. 21(1). P. 1–16.
- Sireci, S.G., Berberoglu, G. Using Bilingual Respondents to Evaluate Translated-adapted Items. Applied Measurement in Education. 2000. No. 3. P. 229–248.
- Smith, Sh.D., Dugan, S., Trompenaars, F. National Culture and the Values of Organizational Employees. Journal of Cross-cultural Psychology. 1996. No. 2. P. 231–264.
- Schwarts, S. H., Sagiv, I. Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values. Journal of Cross-cultural Psychology. 1995. No. 1. P. 92–116.
- Thagard, P., Wood, J.V. Eighty phenomena about the self: representation, evaluation, regulation, and change. Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. P. 1–16.
- Warren, C.A. Qualitative interviewing. In: Handbook of interview research: Context and method. Thousand Oaks, CA: Sage. 2002. P. 83–101.