Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Ценностные ориентации и самоактуализация молодежи в межкультурном взаимодействии: крымский контекст

И.Н. Литвинчук
80,00 Р

УДК 304+(316.3-054)

https://doi.org/10.20339/AM.05-20.058

              

И.Н. Литвинчук,

канд. филол. наук, доц.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

e-mail: irinlitvi@gmail.com  

 

Представлены основные результаты экспериментального пилотажного исследования характера ценностных ориентаций в соотношении с различными факторами самоактуализации представителей студенческой молодежи Крыма в межкультурном взаимодействии. В качестве авторской методики апробирован опросник «Самоактуализация личности в культурном взаимодействии». В статье приводятся междисциплинарные теоретико-практические основания создания этой методики и обсуждаются особенности ее применения. В опроснике нашли отражение различные факторы самоактуализации личности, из которых объектом обсуждения в этой статье являются: «Экзистенциальная ориентация на настоящее или прошедшее/будущее», «Цели и способы деятельности», «Единство с человечеством в целом или с определенной культурной/этнической группой», «Степень автономии/конформизма относительно культурно-группового влияния», «Преимущественная ориентация на позитивный/негативный опыт», «Отчужденность/вовлеченность в процессе межкультурных отношений». Описаны качественные различия в ценностных ориентациях молодых представителей основных этнокультурных групп Крыма — русских и крымских татар — по отношению к процессу самоактуализации в межкультурном взаимодействии. Определены отличия в стратегиях опосредования социокультурной среды: русским свойственна преимущественно экзистенциально-созерцательная стратегия, а крымским татарам — деятельностно-достигающая. Выявление черт сходства/различия в способах самоактуализации личности, наиболее распространенных у различных субъектов межкультурного взаимодействия, создает предпосылки прогнозирования прагматики влияния различных социокультурных стимулов на характер цивилизационных процессов в многонациональных регионах.

Ключевые слова: ценности, самоактуализация, этнокультурные группы, стандартизированный опрос, социология коммуникации.

 

Литература

  1. Добреньков В.И., Кравченко В.И. Методы социологического исследования. М., 2019.
  2. Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей // Социология: Методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 32–54.
  3. Коломиец В.П. Cоциология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.
  4. Brislin, R.W., Looner, W.J., Thorndike, R.M. Cross-cultural Research Methods. New York. 1973. P. 38.
  5. Diener, E., Tay, L. Needs and subjective well-being around the world. Journal of personality and social psychology. 2011. Vol. 101(2). P. 354–365.
  6. Edwards, A. Edwards Personal Preference Schedule. New York, 1976.
  7. Frick, W.B. Conceptual foundation of self-actualization. A contribution to motivation theory. Journal of humanistic psychology. 1982. Vol. 22(4). P. 32–52.
  8. Geller, L. Another look at self-actualization. Journal of humanistic Psychology. 1984. Vol. 24 (2). P. 93–106.
  9. Guven, O.G., Akun, F.A. Self-actualization, self-efficacy and emotional intelligence of undergraduate students. Journal of advanced management science. 2017. No. 3. P. 170–175.
  10. Hambleton, R.K. The Next Generation of the ITC Test Translation and Adaptation Guidelines. European Journal of Psychological Assessment. 2001. No. 3. P. 164–172.
  11. Irvine, A., Drew, P., Sainsbury, R. Am I not answering your questions properly? Clarification, adequacy and responsiveness in semi-structured telephone and face-to-face interviews. Qualitative Research. 2012. Vol. 13(1). P. 87–106.
  12. Kreitler, Sh., Kreitler, H. Meaning, Culture and Communication. Journal of Pragmatics. 1988. Vol. 12. P. 725–742.
  13. Lechuga, V.M. Exploring culture from a distance: The utility of telephone interviews in qualitative research.International. Journal of Qualitative Studies in Education. 2012. Vol. 25(3). P. 251–268.
  14. Litvinchuk, I. Self-actualization of personality in civilizational interaction. World Collection of Scientific Works. 2013. Vol. 25. P. 9–19.
  15. Mitchell, K. Educating the national citizen in neoliberal times: from the multicultural self to the strategic cosmopolitan. Transactions of the Institute of British geographers. 2003. Vol. 28. P. 387–403.
  16. Myers, M.B., Calantone, R.J., Page, T.Jr.J., Taylor, C.R. An application of multiple-group casual models in assessing cross-cultural measurement equivalence. Journal of international marketing. 2000. Vol. 8 (4). P. 108–121.
  17. Reese, G., Proch, J., Finn, C. Identification with all humanity: the role of selfinvestment and self-definition. European journal of social psychology. 2015. Vol. 45. P. 426–440.
  18. Rokeach, M. Understanding Human Values: Individual and Societal. Free Press. 2000.
  19. Schultze, U., Avital, M. Designing interviews to generate rich data for information systems research. Information and Organization. 2011. Vol. 21(1). P. 1–16.
  20. Sireci, S.G., Berberoglu, G. Using Bilingual Respondents to Evaluate Translated-adapted Items. Applied Measurement in Education. 2000. No. 3. P. 229–248.
  21. Smith, Sh.D., Dugan, S., Trompenaars, F. National Culture and the Values of Organizational Employees. Journal of Cross-cultural Psychology. 1996. No. 2. P. 231–264.
  22. Schwarts, S. H., Sagiv, I. Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values. Journal of Cross-cultural Psychology. 1995. No. 1. P. 92–116.
  23. Thagard, P., Wood, J.V. Eighty phenomena about the self: representation, evaluation, regulation, and change. Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. P. 1–16.
  24. Warren, C.A. Qualitative interviewing. In: Handbook of interview research: Context and method. Thousand Oaks, CA: Sage. 2002. P. 83–101.