УДК 378+005.33
https://doi.org/10.20339/AM.05-20.039
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доц.
Старооскольский филиал
Российского геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, проф. НИТУ МИСиС
e-mail: solovjev@mail.ru
Рассматривается социально-личностная подготовка выпускников организаций профессионального образования, от которой зависит продуктивность их профессиональной деятельности. Приведены результаты самооценки российскими студентами и слушателями подготовительного отделения из Египта своих личностных качеств. Показано, что для молодых людей характерна недооценка положительных черт личности и переоценка отрицательных черт. Это означает, что большинство студентов после окончания вузов столкнутся с трудностями в самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Предложено восстановить в учебных планах вузов дисциплину «Психология и педагогика», при изучении которой студенты овладеют принципами самопознания, учатся понимать свои индивидуальные черты характера.
Ключевые слова: социально-личностные качества, самооценка, профессиональная деятельность, тревожность, волевые качества, ответственность, образовательная среда.
Литература
1. Набойченко С.С. Идентификация профессионального образования как процесса воспроизводства интеллектуального капитала // Инженерное образование. 2005. № 3. С. 6–13.
2. Тутушкина М.К. Практическая психология. СПб., 1997.
3. Немов Р.С. Психология. М., 2010.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990.
5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20.
6. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Система менеджмента качества: среда, процессы, риски, персонал. Старый Оскол, 2017.
7. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.
8. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
9. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Мн., 2004.
10. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Оценка соответствия личностных качеств студентов выбранной профессии // Экономика в промышленности. 2015. № 3. С. 88–94.
11. Перескокова Т.А.,Соловьев В.П. Учебный процесс на основе принципа студентоцентрированности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 2. С. 60–68.
12. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Формирование ответственности выпускников организаций высшего образования // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 49–58.