Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Древнерусские певческие азбуки и рукописи как система обучения знаменному пению

Т.В. Надолинская
80,00 Р

УДК 091:783:37.09

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.079        

Т.В. Надолинская,

д-р пед. наук, проф.

Таганрогский институт имени А.П. Чехова — филиал

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

e-mail: tatu60@mail.ru

 

Исследуются истоки зарождения профессионального певческого искусства, охватывающие период с XV до конца XVIII вв. Представлен сравнительный анализ древнерусских певческих азбук и рукописей, показано влияние греческой музыкальной культуры на становление системы знаменного пения. Дается характеристика содержанию и структуре певческих азбук, анализируются их разновидности (крюковые и нотолинейные). Подробно раскрыты специфика путевых и демественных азбук, инструкции по использованию крюковых и нотолинейных певческих рукописей. Рассмотрены типы рукописной певческой литературы, особенности содержания и формы певческих рукописей. Особое внимание уделено таким видам азбук, как фитники и кокизники, в которых отражена система обучения знаменному пению в Древней Руси. Проведен методический анализ «сборников», включающих несколько певческих книг, в которых сконцентрирована теория и практика древнерусского певческого искусства. Дается содержательная характеристика знаменам, их наименованиям, прослеживается зарождение и развитие методики преподавания пения. Особый интерес представляет анализ фитников с методическими рекомендациями обучению пению, упражнений для постановки голоса. Выявлена значимость кокизников XVII в. на примере разбора «Ключа знаменного» Христофора, методические приемы которого было новаторским для того периода. В работе отражена тенденция борьбы знаменной и нотолинейной нотации, попытка объединить их в двознаменниках, которые помогли расшифровать часть знаменных распевов.

Ключевые слова: Древняя Русь, певческая азбука, певческая рукопись, кокизник, знаменное пение, фитник.

Литература

1. Бражников М.В. Древнерусские учебники музыки // Советская музыка. 1970. № 11. С. 87–92.

2. Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII веков: применение некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений. Л.-М., 1949.

3. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Ленинград, 1972.

4. Кутузов Б.П. Русское знаменное пение. М., 2002.

5. Музыкальная эстетика Древней Руси // Вопросы теории и эстетики музыки. Ленинград, 1974. С. 20–25.

6. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973.

7. Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля. М., 2007.

8. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». М., 2013.

9. Смоленский С.В. О древнерусских певческих нотациях. М., 2013.

10. Шабалин Д.С. Певческие азбуки Древней Руси. Краснодар, 2004.