Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Анкетирование как инструмент оценивания качества педагогической деятельности в университетской системе повышения квалификации по английскому языку

И.В. Слесаренко, А.Г. Богданова
80,00 Р

УДК (37.09+378+811.111)::005.6

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.049              

 

И.В. Слесаренко,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: slessare@tpu.ru

А.Г. Богданова,

канд. филол. наук, доц.

e-mail: bogdanovaag@tpu.ru

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

 

Рассматриваются организационно-методические вопросы оценивания качества педагогической деятельности преподавателя программ повышения квалификации по английскому языку, разрабатываемых и реализуемых по заказу университета. Подготовка по английскому языку современного этапа обладает спецификой, связанной с необходимостью применения результатов обучения в профессиональной деятельности научно-педагогических работников университета сразу по окончании обучения по программам повышения квалификации. Преподаватель программ повышения квалификации является ключевым элементом учебного процесса, от которого зависит эффективная реализация практико-ориентированного характера обучения, а также обеспечения взаимосвязи результатов обучения по программам повышения квалификации с задачами развития университета в сфере интернационализации научно-образовательной деятельности. В данной связи актуальным вопросом становится обеспечение и верификация качества учебного процесса в рамках программ повышения квалификации по английскому языку для научно-педагогических работников университета. Анкетирование как инструмент оценивания профессиональных компетенций и качеств преподавателя программ повышения квалификации по английскому языку позволяет сформировать представление об опыте обучающихся относительно организационных, учебно-методических составляющих учебного процесса, а также желаемых личностных профессионально значимых качеств преподавателя программ повышения квалификации. В статье приводятся результаты пилотирования данного инструмента на примере программ повышения квалификации по английскому языку для научно-педагогических работников Томского политехнического университета. Задачами оценивания педагогической деятельности преподавателя программ повышения квалификации являются верификация качества учебного процесса, формирование ожиданий и требований к профессиональному портрету преподавателя программ повышения квалификации по английскому языку в условиях интернационализации научно-образовательной деятельности университета.

Ключевые слова: английский язык, научно-педагогический работник, анкета, повышение квалификации, качество учебного процесса, профессиональные компетенции, личностные профессионально значимые качества, педагогическая деятельность, практико-ориентированный результат обучения.

Литература

  1. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: https://www.5top100.ru/
  2. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») ТПУ на 2013–2020 годы. Томск, 2013.
  3. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Непрерывное профессиональное образование как ключевой фактор совершенствования образовательной системы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 3. С. 27–33.
  4. Aldahdouh, Z.T., Nokelainen, P., Korhonen V. Innovativeness of Staff in Higher Education. International Journal of Higher Education. 2018. No. 2. P. 43–57.
  5. Ганичева И.А., Патрикеева Э.Г. Изучение профессиональной психологической компетентности педагога // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 49–53.
  6. Barrett, M., Byram, M., Lazar, I., Mompoint-Gaillard, P., & Phillipou, S. Developing Intercultural Competence Through Education. Strasbourg, 2013.
  7. Dunworth, K., Iwaniec, J., Grimshaw, & Mckinley, J. Language and development of intercultural competence in an “internationalised” university: staff and students perspectives. Teaching in Higher Education. Nov., 2019.
  8. Slesarenko I., Frantcuzskaia E., Bogdanova A., Fedorova N., Polonskaya M., Page M., Sheveleva S., Furman N. Internationalzing University in it,s Entirety: a System for Providing a Comprehensive Training Programme for All Staff. Seville, Spain. P. 9299–9309
  9. Kormos, J., Kata Csizér, K., & Iwaniec, J.A mixed-method study of language-learning motivation and intercultural contact of international students, Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. No. 35. P. 151–166.
  10. Harkness, J.A. Comparative survey research: Goals and challenges. In: International handbook of survey methodology. New York, 2018.
  11. Dornyei, Z. Questionnaires in second language research: Construction, administration, and processing. New York, 2010.
  12. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2017–2016 гг. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  13. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранных языков: интегративно-рефлексивный подход. М., 2004.
  14. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2.
  15. Адольф В.А. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 10.

 

Данное исследование выполнено в рамках Программы повышения конкурентоспособности Томского политехнического университета.