УДК (37.09+378+811.111)::005.6
https://doi.org/10.20339/AM.03-20.049
И.В. Слесаренко,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: slessare@tpu.ru
А.Г. Богданова,
канд. филол. наук, доц.
e-mail: bogdanovaag@tpu.ru
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Рассматриваются организационно-методические вопросы оценивания качества педагогической деятельности преподавателя программ повышения квалификации по английскому языку, разрабатываемых и реализуемых по заказу университета. Подготовка по английскому языку современного этапа обладает спецификой, связанной с необходимостью применения результатов обучения в профессиональной деятельности научно-педагогических работников университета сразу по окончании обучения по программам повышения квалификации. Преподаватель программ повышения квалификации является ключевым элементом учебного процесса, от которого зависит эффективная реализация практико-ориентированного характера обучения, а также обеспечения взаимосвязи результатов обучения по программам повышения квалификации с задачами развития университета в сфере интернационализации научно-образовательной деятельности. В данной связи актуальным вопросом становится обеспечение и верификация качества учебного процесса в рамках программ повышения квалификации по английскому языку для научно-педагогических работников университета. Анкетирование как инструмент оценивания профессиональных компетенций и качеств преподавателя программ повышения квалификации по английскому языку позволяет сформировать представление об опыте обучающихся относительно организационных, учебно-методических составляющих учебного процесса, а также желаемых личностных профессионально значимых качеств преподавателя программ повышения квалификации. В статье приводятся результаты пилотирования данного инструмента на примере программ повышения квалификации по английскому языку для научно-педагогических работников Томского политехнического университета. Задачами оценивания педагогической деятельности преподавателя программ повышения квалификации являются верификация качества учебного процесса, формирование ожиданий и требований к профессиональному портрету преподавателя программ повышения квалификации по английскому языку в условиях интернационализации научно-образовательной деятельности университета.
Ключевые слова: английский язык, научно-педагогический работник, анкета, повышение квалификации, качество учебного процесса, профессиональные компетенции, личностные профессионально значимые качества, педагогическая деятельность, практико-ориентированный результат обучения.
Литература
- Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: https://www.5top100.ru/
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») ТПУ на 2013–2020 годы. Томск, 2013.
- Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Непрерывное профессиональное образование как ключевой фактор совершенствования образовательной системы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 3. С. 27–33.
- Aldahdouh, Z.T., Nokelainen, P., Korhonen V. Innovativeness of Staff in Higher Education. International Journal of Higher Education. 2018. No. 2. P. 43–57.
- Ганичева И.А., Патрикеева Э.Г. Изучение профессиональной психологической компетентности педагога // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 49–53.
- Barrett, M., Byram, M., Lazar, I., Mompoint-Gaillard, P., & Phillipou, S. Developing Intercultural Competence Through Education. Strasbourg, 2013.
- Dunworth, K., Iwaniec, J., Grimshaw, & Mckinley, J. Language and development of intercultural competence in an “internationalised” university: staff and students perspectives. Teaching in Higher Education. Nov., 2019.
- Slesarenko I., Frantcuzskaia E., Bogdanova A., Fedorova N., Polonskaya M., Page M., Sheveleva S., Furman N. Internationalzing University in it,s Entirety: a System for Providing a Comprehensive Training Programme for All Staff. Seville, Spain. P. 9299–9309
- Kormos, J., Kata Csizér, K., & Iwaniec, J.A mixed-method study of language-learning motivation and intercultural contact of international students, Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. No. 35. P. 151–166.
- Harkness, J.A. Comparative survey research: Goals and challenges. In: International handbook of survey methodology. New York, 2018.
- Dornyei, Z. Questionnaires in second language research: Construction, administration, and processing. New York, 2010.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2017–2016 гг. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
- Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранных языков: интегративно-рефлексивный подход. М., 2004.
- Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2.
- Адольф В.А. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 10.
Данное исследование выполнено в рамках Программы повышения конкурентоспособности Томского политехнического университета.