УДК 37.02
https://doi.org/10.20339/AM.03-20.029
Г.Ф. Гали,
канд. пед. наук, доц.
e mail: gulnaragali@mail.ru
И.З. Шахнина,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: voda-2005@mail.ru
Е.Н. Загладина,
старший преподаватель кафедры иностранных языков
e-mail: 49enzagladina52@gmail.com
Казанский (Приволжский) государственный университет
Исследована одна из важных особенностей эффективной педагогической школы — тесное сотрудничество родителей и учителей в образовании одаренных учащихся. Сотрудничество представляет собой совместные действия, нацеленные на поиск решений, связанных с развитием и образованием одаренных детей. Сотрудничество между школами и родителями может быть традиционным и ориентированным на партнерство. Каким образом это будет достигнуто и осуществлено, зависит от правовых норм, школьной среды, профессиональной компетентности и индивидуальных особенностей учителей, социально-демографических и психосоциальных характеристик родителей. Целью исследования является определение функций учителя в сотрудничестве семьи и школы. Ведущими подходами к изучению этой проблемы являются метод историко-логического анализа нормативных документов иностранных правительств и научных работ ведущих ученых, занимающихся проблемами одаренного образования, а также метод анализа, сравнения, синтеза и обобщения инновационного зарубежного и отечественного педагогического опыта. Работа основана на предположении, что родители не участвуют в принятии решений в школе и что сотрудничество между семьей и школой по-прежнему является традиционным. Авторы акцентируют внимание на партнерстве между родителями и школой, что главным образом связано с родительскими собраниями и информативными беседами. Особое внимание концентрируется на особенностях работы с родителями одаренных учеников, а также анализе проблем образования одаренных учеников в разных странах. Исследования подтверждают, что задача родителей и учителей, работающих с одаренными учениками, заключается в создании условий, в которых одаренные ученики могли бы успешно развиваться и учиться преодолевать различные трудности. Материалы статьи могут быть полезны профессорам, преподавателям, студентам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами обучения одаренных студентов.
Ключевые слова: образование, развитие, одаренные, проблемы, сотрудничество, родители.
Литература
1. Гали Г.Ф. Комплексный характер одаренности: зарубежный опыт. Казань, 2016.
2. Гали Г.Ф. Теоретический анализ особенностей образования одаренных учащихся в зарубежных странах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 55–59.
3. Губайдуллина Р.Н., Хакимзянова А.С. Взаимоотношения одаренных детей с родителями. Казань, 2014.
4. Ратнер Ф.Л. Проблемы личной одаренности в зарубежной и отечественной педагогике // Социализация одаренных школьников в условиях современного социального столичного образовательного пространства. Казань, 2009. С. 22–26.
6. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. № 6(52). С. 21–28.
7. Clark B. (2008). Growing up gifted: Developing the potential of children at home and at school. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall.
8. Combs A. (2009). The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. Boston: Allyn & Bacon.
9. Delishe J., & Galbraith J. (2002). When gifted kids don't have all the answers: How to meet their social and emotional needs. Minneapolis, MN: Free Spirit.
10. Delishe J.R., Lewis B.A. & Lisovskis M. (2002). The survival guide for teachers of gifted kids: how to plan? Manage and evaluate programs for gifted youth. Minneapolis: Free Spirit Publishing.
11. McAlpine D. & Reid N. (1996). Teacher observation scales for identifying children with special abilities. Wellington: NZCER.
12. VanTassel-Baska, J., & Feng, A. (2007). The development and use of a structured teacher observation scale to assess differentiated best practice. Roeper Review. No. 19 (2). P. 89–92.
13. Zeigler, A., & Raul, T. (2000). Myth and reality: A review of empirical research studies on giftedness. High Ability Studies. No. 11 (2). P. 113–136.