Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Инклюзия детей-инвалидов в общество: анализ с позиций критической социологии

Т.В. Склярова, Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева
80,00 Р

УДК 316.4:376

https://doi.org/10.20339/AM.12-19.022    

 

Т.В. Склярова,

канд. социол. наук, доц., начальник отдела по социальной работе

e-mail: skliarovatv@gmail.com

Д. Зайцев,

д-р социол. наук, проф.

e-mail: zaitsevd@bk.ru

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина

О.В. Зайцева,

канд. юрид. наук, доц.

Саратовская государственная юридическая академия

 

Рассмотрена проблема инклюзии детей-инвалидов в общество. Образование выступает одним из основных институтов социальной инклюзии, социальным лифтом для детей с инвалидностью. При этом современное образование остается в высокой степени рискогенным и в ряде случаев генерирует социальные проблемы. Инклюзия рассматривается как ресурс изменения жизнедеятельности ребенка-инвалида, его семьи, так и существенных преобразований в образовании, системах социального обслуживания и социальной защиты. В статье представлен авторский анализ процесса инклюзии детей-инвалидов с позиций критики современной российской социальной политики, в т.ч. в области образования. Действующее законодательство не отражает эффективные механизмы создания инклюзивных сред и во многом декларативно.

Ключевые слова: инклюзивное образование, равенство прав, толерантность, социальная политика, инклюзия, дети-инвалиды, доступная среда.

 

Литература

  1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
  2. Склярова Т.В. Социальное образование в условиях глобализации и мультикультурализма. URL: http://gisap.eu/ru/node/22521#comment-22669
  3. Гидденс Э. Социология. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/
  4. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета, 2016. № 2. С. 105–110.
  5. Spector M., Kitsuse J. Constructing Social Problems. New-York, 1987. Р. 1–8; 73–79; 142.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3QTyIP839
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ ред. oт 02.12.2013. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-osnovnyh-garantiyah-prav-rebenka-124-fz/
  8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ в ред. 04.01.1999. URL: https://fzrf.su/zakon/o-socialnoj-zashchite-invalidov-181-fz/
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша школа». URL: http://s14004.edu35.ru/documents/58
  10.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418
  11. Центр развития ребенка «Мечта». URL: https://vos-ds61-mechta.edumsko.ru/activity/inclusive/post/221243
  12. Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. № 3. С. 15-20.
  13. Григорьева И., Первова И. Неравенство в доступности социальных услуг: международный контекст // Журнал исследований социальной политики. 2015. № 2. С. 24–26.
  14. Гузаиров В.Ш. Социальная политика современной России. Белгород, 2013.
  15. Декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
  16. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.
  17. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации. М., 2008.
  18. Любимова А. Проблемы эксклюзии и инклюзии в социальной политике // Журнал исследований социальной политики. 2012. № 4.
  19.  Мачульская Е.Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1791411593024984382...
  20. Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением права детей-инвалидов на образование. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1791411593024984382833327667&cacheid=8E5D641DC89050174719F0DF34A569BD&mode=splus&base=CJI&n=96283&rnd=D4ACF5E46BC3E6A375C60EEABF75E250#08640641921523247
  21. Пономарева Г.Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 59–62.
  22. Резаев А., Смирнова А., Трегубова Н. Неравенство и социальное исключение в повседневном общении: теоретические основания и следствия для социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2015. № 2. С. 54–56.
  23. Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии. Саратов, 2010.
  24. Старобина Е.М. Основные положения конвенции ООН о правах инвалидов — основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-konventsii-oon-o-pravah-invalidov-osnova-dlya-sovershenstvovaniya-professionalnogo-obrazovaniya-studentov-s

 

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного гранта № 19-011-00542–а.