Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Изменение приоритетов основных задач обучения

В.Я. Гельман
80,00 ₽

УДК  378+37.09

https://doi.org/10.20339/AM.11-19.065       

 

В.Я. Гельман,

д-р техн. наук, проф.

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru

 

Рассматриваются цели и задачи обучения. Показано, что по мере развития технологий и общества основные задачи обучения изменяются. Цель работы состоит в анализе текущего состояния и выявлении тенденций в изменении приоритетов обучения в высшем профессиональном образовании. Проанализированы основные задачи, решаемые в процессе обучения в настоящее время. Отмечено их несоответствие изменившимся условиям технологического развития, поскольку классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков эффективен только в относительно стабильном мире. Показана возникающая необходимость изменения приоритетов обучения. Высказывается и обосновывается предположение, что в ближайшей перспективе наиболее приоритетной задачей становится обучение мышлению (системному мышлению, многовариантному и многошаговому мышлению, образному и критическому мышлению). Предполагается, что важной задачей будет являться обучение способам поиска знаний, умению добывать информацию, ее структурировать, различать достоверную информацию и ложную. Кроме того, приоритетными задачами останутся формирование компетенций, обеспечение непрерывности обучения и развитие навыков работы в команде. Предложены направления реализации рассмотренных задач, даны некоторые практические рекомендации.

Ключевые слова: обучение, высшее профессиональное образование, цели обучения, задачи обучения, обучение мышлению, обучение поиску информации, формирование компетенций, непрерывность обучения, обучение работе в команде.

 

Литература

1. Педагогика. М., 1984.

2. Ильинский И.М. «Знание-понимание-умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 5–15.

3. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.

4. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 36–44.

5. Сиднева А.Н. Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций // Психологическая наука и образование. 2017. № 6. C. 56–67.

6. Epstein М. Philosophy of the Possible: Modalities in Thought and Culture. Boston, 2019.

7. Аузан А. Цифровая экономика: человеческий фактор. URL: https://polit.ru/article/2019/06/25/auzan/

8. O’Connor J., McDermott I. The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving. Publisher, Urano, 1997.

9. Экард М., Эвальд Б. Мыслить категориями многовариантного будущего // Форсайт. 2008. № 4. С. 4–9.

10. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3–9.

11. Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования // Современное образование. 2018. № 3. С. 41–50.

12. Гельман В.Я., Сердюков Ю.П. Комбинированный подход в методологии учить учиться // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 49–52.