Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль высшей школы в формировании региональных инновационных кластеров

М.Р. Сафиуллин, Л.А. Ельшин
80,00 Р

УДК 378:332.1

https://doi.org/10.20339/AM.10-19.041   

 

М.Р. Сафиуллин,

д-р экон. наук, проф., проректор

по вопросам экономического и стратегического развития

Л.А. Ельшин,

д-р экон. наук, директор

Центра стратегических оценок и прогнозов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

e-mail: Leonid.Elshin@tatar.ru

 

Высшая школа и ее ресурсы играют важную роль в эффективном и благополучном развитии как региональных, так и национальных хозяйственных систем. В то же время можно говорить и о том, что в мировом сообществе, ориентированном на формирование информационного общества, существует стабильная тенденция повышения значимости данной роли высшей школы и ее ресурсов. Это означает, что высшая школа становится уже не просто инструментом инновационного развития национальных систем, но инструментом их стратегического развития, определяющим успех развития общественных отношений во всех сферах. Такое повышение значимости ресурсов высшей школы позволяет, в свою очередь, говорить о необходимости координирования и создания эффективных механизмов регулирования развития системы национальной высшей школы и повышения общественной отдачи от использования ее ресурсов. Это особенно актуально для Российской Федерации, которая в настоящее время отстает от передовых стран по уровню развития и эффективности прикладного использования научно-образовательного потенциала высшей школы, что соответственно не позволяет ей занять достойные позиции на мировых рынках и осложняет развитие ее хозяйственной системы.

В этой связи крайне актуальной задачей на сегодняшний момент времени является фундаментальное осмысление места и роли российской высшей школы в текущих и перспективных процессах инноватизации социально-экономической среды. Анализ такого рода сложен, трудноструктурируем, но в то же время крайне необходим для повышения эффективности использования ресурсов высшей школы, поскольку позволяет правильно и более детально понять, что общество стремится получить от высшей школы и что оно готово предоставить для ее развития. Частичному решению поставленного вопроса и посвящена настоящая статья. В ней авторами раскрываются фундаментальные основы, характеризующие особенности позиционирования высшей школы как ядра формирующихся региональных инновационных кластеров. Раскрывается ее роль в процессе регионального развития. Предлагается к рассмотрению система ключевых и сопутствующих системообразующих элементов, формирующих каркас кластера высшей школы, формализуется их значение в процессе формирования эффективных инновационных систем. Обосновывается позиция, в соответствии с которой кластеризация высшей школы позволяет обеспечить достижение весьма широкого набора преимуществ, которые можно сформулировать в терминах «экономии», возникающей вследствие применения более эффективных схем организации региональных инновационных ресурсов.

Ключевые слова: высшая школа, инновационные кластеры, кластеры высшей школы, региональные инновационные структуры, кластеры «будущего», кластеры «прошлого», системные преобразования.

 

Литература

1. Зборовский Г.Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2010. № 1. С. 87–104.

2. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Принципы нелинейной системы высшего образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 63–72.

3. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. М., 2005.

4. Preparing universities for an era of change. London-Paris-Geneve, 2014.

5. Wespel J., Orr D., Jaeger M. The implication of excellence in research and training // International Higher Education. 2013. No. 72. P. 13–15.

6. Кудрявцева С.С. Роль интеллектуального капитала в инновационной экономике // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 2 (14). С. 19–25.

7. Report on joint EUA9REGIO/JRC Smart Specialisation platform expert workshop: The role of universities in Smart Specialisation Strategies. European University Association. Belgium, 2014.

8. Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Научно-образовательные центры и сети инновационного университета. Н. Новгород, 2012.

9. Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 11–18

10. Фролов А.В. Образование как фактор инновационной экономики. Опыт США // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 10. С. 60–67.

11. Гафуров И.Р., Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А. Механизмы и направления развития высшей школы в системе инновационно-технологического развития национальной экономики // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 11. С. 5–10.

12. Матвеев Ю.В. Инновационно-модернизационные волны в социально-экономическом развитии: технологические уклады, макроэкономические генерации, взгляд в будущее. Самара, 2013.

13. Терентьева Т.В., Шавлюгин А.И. Развитие научных исследований в региональном вузе: результаты и перспективы (на примере ВГУЭС) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4. С. 87–92.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

15. Любенкова Е. Экономические риски модернизации системы высшего профессионального образования в России // Вестник МГУПИ. 2014. № 52. С. 101–119.

 

 

 

 

Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной Казанскому государственному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности (№26.9776.2017/БЧ).