УДК 304:316.6
https://doi.org/10.20339/AM.09-19.101
А.С. Петракова
канд. филос. наук, доц.
Новороссийский филиал
Краснодарского университета МВД России
e-mail: anvsch@mail.ru
Исследованы процессы идентификации и самоидентификации, осуществляемые каждым индивидом в течение всей жизни. Их реализация позволяет личности осознавать себя как таковую, понимать свою уникальность, обособленность от других и в то же время признавать себя частью разных социальных общностей, отождествляя свою принадлежность к ним по многим основаниям. Процессы идентификации себя с другими и установление самоидентичности невозможно осуществить без коммуникации. В условиях чрезвычайного быстрого и масштабного развития цифровых информационных технологий социальная коммуникация как инструмент идентификации приобретает новые грани и возможности, исследуемые автором статьи.
Ключевые слова: идентификация, самоидентификация, коммуникация, социальная интеракция, манипуляция.
Литература
1. Антоновский А.Ю. К проблеме медиатехнизации в естественных и гуманитарных науках // Эпистемология и философия науки. 2011. № 4. С. 73–78.
2. Антоновский А. Ю. Социоэпистемология: о пространственно-временных и личностных измерениях общества. М., 2010.
3. Бурдье П. Социология социального пространства. М., 2007.
4. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1998.
5. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.
6. Низовцева Л. В. Западный индивид: от разумной свободы к рациональному эгоизму. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/ 2014/5/filоsоfiyа/nizovtseva.pdf
7. Петракова А.С. Проблемы идентификации и самоидентификации личности в коммуникативной парадигме социально-философского познания. Краснодар, 2017.
8. Петракова А.С. Пределы манипуляции сознанием личности: социально-философский анализ. Краснодар, 2012.
9. Порус В.Н. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии // Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход. М., 2009. С. 11–25.
10. Смирнова Н.М. Коммуникативная рациональность и жизненный мир человека // Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход. М., 2009. С. 38–41.
11. Hortobagy I. The role of identity in intercultural communication // Bulletin of the Transilvania University of Brasov. 2009. Vol. 2 (51). Р. 257–262.
12. Young Yun Kim. Ideology, Identity, and Intercultural Communication: An Analysis of Differing Academic Conceptions of Cultural Identity // Journal of Intercultural Communication Research. 2007. No. 3. P. 237–253.