Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Разработка технологии формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения

В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, Л.В. Романюк
80,00 Р

УДК 37.013.77

https://doi.org/10.20339/AM.06-19.039  

 

В.Г. Маралов,

д-р психол. наук, проф.

Череповецкий государственный университет

e-mail: vgmaralov@yandex.ru

В.А. Ситаров,

д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой

педагогики и психологии высшей школы

e-mail: sitarov@mail.ru

Л.В. Романюк

д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе

e-mail: lromanyuk@mosgu.ru

Московский гуманитарный университет

 

Представлена технология формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов – будущих педагогов и психологов. Проверялась гипотеза о динамике отношения студентов к ненасилию под влиянием специально организованного обучения. В качестве основного метода использовался формирующий эксперимент, который был осуществлен в 2018-2019 учебном году на контингенте студентов направления «Психолого-педагогическое образование» и специальности «Психология» Московского гуманитарного и Череповецкого государственного университетов. В результате эксперимента сделан вывод о возможности использования данной технологии в процессе профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов и психологов.

Ключевые слова: ненасильственное взаимодействие, ненасильственное отношение к людям, осознанность, актуализация жизненного опыта, моделирование жизненных ситуаций, технология формирования способности к ненасильственному взаимодействию.

 

Статья  подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.

 

 

Литература

1.         Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2004.

2.         Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.

3.         Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.

4.         Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

5.         Журавлева Е.А. Возможности и ограничения обучения педагогов принципу ненасилия во взаимодействии с ребенком // Известия Института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 74–82.

6.         Икрянникова Т.Н. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет. Волгоград, 2005.

7.         Ледянкина Е.В. Педагогическое обеспечение воспитания позиции ненасилия у младших школьников. Казань, 2010.

8.         Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 110–121.

9.         Луценко О.А. Педагогические условия становления позиции ненасилия у студентов педагогического вуза. Хабаровск, 2005.

10.       Маралов В.Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. 2017. № 3. С. 477–488.

11.       Маралов В.Г., Бучилова И.А., Клепцова Е.Ю. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. М., 2005.

12.       Маралов В.Г., Ситаров В.А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов –– будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 167–177.

13.       Маралов В.Г., Ситаров В.А. Раздражительность к людям: типология и механизмы // Интеграция образования. 2018. № 3. С. 493–507.

14.       Маралов В.Г., Ситаров В.А. Социально-педагогические стереотипы как факторы ориентированности студентов на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с людьми // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 6. С. 43–49.

15.       Маралов В.Г., Ситаров В.А. Разработка теоретической модели формирования позиции ненасилия у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 2. С. 28–35.

16.       Маралов В.Г., Романюк Л.В. Влияние чувствительности к человеку на принятие позиций взаимодействия студентами // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 180–195.

17.       Маралов В.Г., Романюк Л.В., Агеева Л.С. Социальный эгоцентризм и чувствительность к людям с позициями взаимодействия у студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. 2018. № 4 (46). С. 51–63.

18.       Маралов В.Г., Фортунатов А.А., Шонин М.Ю. Позиции взаимодействия студентов в контексте проблем обеспечения психологической безопасности личности // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 196–209.

19.       Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. М., 2009.

20.       Скворцова Л.И., Углицкая М.А. Содержание, формы и технологии развития у будущих педагогов умений ненасильственного общения // Индивидуально-дифференцированная подготовка студентов к работе в образовательных учреждениях различного типа. Вологда, 2000. С. 92–107.

22.       Danesh, H.B. The Education for Peace integrative curriculum: concepts, contents and efficacy. Journal of Peace Education. 2008. Vol. 5. Iss. 2. P. 157–174.

23.       Enright, R.D., Santos, M., Al-Mabuk, R. The adolescent as forgiver. Journal of Adolescence. 1989. No. 12. P. 95–110.

24.       Hallak, M. Nonviolence training program evaluation. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5253151

25.       Hongyu, W. Nonviolence as teacher education: a qualitative study in challenges and possibilities. Journal of Peace Education. 2018. Vol. 15. P. 216–237.

26.       Mayton, D. Nonviolence and Peace Psychology. New York, 2009.

27.       Meyer, A.L., Northrup, W.B. What Is Violence Prevention, Anyway? Educational Leadership. 1997. Vol. 54. No. 8. P. 31–33.

28.       Mokeyeva, E.V., Zakirova, V.G., Masalimova, A.R. Tolerant Pedagogic Space as a Condition of Non-Violence Position Education among Elementary School Pupils. Review of European Studies. 2015. No. 7 (4). P. 216–220.

29.       Taukeni, S.G. Cultivating a Culture of Nonviolence in Early Childhood Development Centers and Schools. IGI Global, 2019.

30.       Wang, H. Nonviolence as Daily Practice in Education: A Curriculum Vision. In: Hébert C., Ng-A-Fook N., Ibrahim A., Smith B. Internationalizing Curriculum Studies. Palgrave Macmillan, Cham. 2019. P. 193–206.

31.       Wilson, M.G. A conflict management module based on the Kingian principles of nonviolence: a strategy for reducing violence. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5478087

32.       Zandkarimi, G., Kamelifar, L. & Heshmati-Molaee, N. Child Adolesc. URL: https://doi.org/10.1007/s10560-018-0584-y