Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Системный подход в подготовке научных кадров высшей квалификации — важнейшее направление государственной политики в области развития человеческого капитала

Л.В. Бабич
80,00 Р

УДК 378.22: 001.3

 

https://doi.org/10.20339/AM.04-19.022  

 

Л.В. Бабич,

канд. экон. наук, заместитель директора, заведующая отделом

исследований влияния интеграционных процессов

в науке и образовании на территориальное развитие

Вологодский научный центр РАН

e-mail: lvbabich@vscc.ac.ru

 

Исследована проблема человеческого капитала как важнейшего фактора развития инноваций в экономике знаний. Система подготовки научных кадров как институт, обеспечивающий развитие высококачественного человеческого капитала, прошла ряд этапов, последним из которых стало реформирование аспирантуры. В статье представлен ретроспективный анализ государственной политики России в этой области. Выявлено, что невысокая эффективность работы аспирантуры остается одной из основных проблем воспроизводства научных кадров на протяжении всего периода ее существования. Дефицит научных кадров, вызванный также и недостаточностью стимулирования молодежи, тормозит инновационные процессы в экономике страны и ее регионов. Системный подход в подготовке научных кадров высшей квалификации видится авторами как один из способов решения данной проблемы.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное развитие, системный подход, кадры высшей квалификации, аспирантура, докторантура, научно-образовательный центр.

 

Литература

1. Распоряжение правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

2. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 115–136.

3. Леонидова Г.В. Актуальные проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 4 (4). С. 87–96.

4. Барсуков Г.В., Смирнов В.Т., Степанова Е.Ю., Пахомов С.И. Современное состояние и перспективы развития подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-podgotovki-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-v-doktoranture

5. Ключарев А.Г., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117–125.

6. Индикаторы науки 2017. М., 2017.

7. Статистика науки и образования. М., 2018.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http: // www. consultant.ru

9. Указ президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01122016-n-642-o-strategii/

10. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров высшей школы. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Нижний Новгород, 2008.

11. Декрет СНК РСФСР «Положение о высших учебных заведениях». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2954#06800179755911613

12. Цеховой Н.П. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в СССР (1920–1991 гг.): региональный опыт. Томск, 2016.

13. Агроскин И.И. Подготовка аспирантов // Вестник высшей школы. 1940. № 16. С. 1–3.

14. Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о докторантуре». URL: http://base.garant.ru/70632296/

15. Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 3 (11). С. 14–25.

16. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход // Новая философская энциклопедия. М., 2010.

17. Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.

18. Samson M., Fajth G., Francois D. Cognitive capital, equity and child-sensitive social protection in Asia and the Pacific. BMJ Global Health, 2016. P. 19–26.

19. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. URL: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2005_Bergen/52/0/2005_

20. URL: Bergen_Communique_english_580520.pdf

21. Приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19800/

22. Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 г.: Статистический и социологический анализ. М., 2014