https://doi.org/10.20339/AM.01-19.098
А.А.Левицкая,
канд. пед. наук, доц.,
Таганрогский институт управления и экономики
e-mail: a.levitskaya@tmei.ru
Рассмотрена новейшая история медиаобразования в Республике Беларусь. Обозначен спектр направлений, по которым развивается медиаобразовательная деятельность в данной стране. Автор делает вывод, что на современном этапе в Республике Беларусь нет свидетельств сформировавшейся национальной системы медиаобразования. Есть отдельные сегменты, отличающиеся разным уровнем и динамикой развития. Среди проблем интеграции медиаобразования отмечены отсутствие целенаправленной, системной подготовки будущих учителей к медиаобразованию школьников, сознательное сужение спектра развивающего потенциала медиаобразовательных занятий до развития навыков распознавания манипулятивных технологий СМИ. Также исследована проблема согласования теоретических и практических подходов к развитию медиакомпетентности граждан.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, Республика Беларусь, Белоруссия, критическое мышление.
Литература
- URL: http://mediakritika.by/article/3987/besplatnaya-obuchayushchaya-onlayn-i...
- Богданова А. А. Система медиаобразования молодежи в Республике Беларусь // Труды БГТУ. 2017. № 2 (201). С. 71–78.
- URL: http://gymn1.chashniki.edu.by/ru/main.aspx?guid=33551
- Грамович Л.Н. «Зорька» — ровесница Великой победы / Гісторыя журналістыкі: урокі мінулага і практыка сучасных СМІ. Минск, 2013. С. 63–66.
- Дубровская О. Медиаобразование в процессе социализации (анализ содержания еженедельника «Знамя юности») / Гісторыя журналістыкі: урокі мінулага і практыка сучасных СМІ. Минск, 2013. С. 91–96.
- Жилинская Т.С. Медиаграмотность студентов культурологических специальностей: пути формирования и диагностика в процессе обучения информатике // Вестник Полоцкого государственного университета. 2011. № 15. С. 121–125.
- Жилинская Т.С. Медиаобразование научных кадров высшей квалификации: теоретические концепции и методические подходы. URL: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2008/kadr08_71.html
- Захарова С.Н. Использование медиатекстов и медиатехнологий на уроках литературы: принципы, задачи, методика применения. URL: http://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/1871-ispolzovanie-mediatekstov-i-med...
- Ковбаса А.В. Медиаобразование кадров высшей квалификации: теоретические концепции и современные методические подходы / Организация подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях инновационных преобразований на военном факультете. Минск, 2013. С. 39–40.
- Кононова Е. Традиции обновления в системе белорусского медиаобразования / Гісторыя журналістыкі : урокі мінулага і практыка сучасных СМІ. Минск, 2013. С. 134–138.
- Кураченко А.В. Формирование информационной культуры будущих социальных педагогов возможно через введение медиаобразовательных курсов // Актуальные проблемы обучения и воспитания в наследии Л.С. Выготского. Гомель, 2012. С. 60–62.
- URL: http://mediakritika.by/article/3641/mediagramotnost-v-belarusi-kto-gde-i...
- URL: http://www.amo.cz/mediagramotnost-i-mediaobrazovanie-v-belarusi/
- Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М., 1989.
- URL: http://adu.by/ru/192-blog/aktualnaya-informatsiya-bloga/977-obnovlennaya...
- URL: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/srenee-obr/eksperimentalnaya-i-in...
- Пугач С.И. Медиаобразование — инвариантный компонент содержания подготовки современного офицера органов пограничной службы Республики Беларусь // Идеологические аспекты военной безопасности. 2011. № 3. С. 38–39.
- Спирина Е.А. Медиаобразовательные технологии инкультурации молодежи в контексте современного медиакультурного пространства Беларуси // Вестнiк Беларускага дзяржавунага унiверсiтэта культуры i мастацтвау. 2013. № 2. С. 27–33.
- URL: https://www.euneighbours.eu/ru/east/stay-informed/news/stipendialnaa-pro...
- Уайт С., Билецкая Т., МакАллистер И. Белорусы между Востоком и Западом // Мир России. 2014. № 23. 1. С. 35-59.
- Челышева И.В. Медиаобразование в Белоруссии // Медиаобразование в странах Восточной Европы. М., 2014. С. 24–34.
- Шарко О.И. Дискурс исследований медиаобразования как артикуляция вызова культурной ситуации / Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ. Минск, 2012. С. 137–145.
- Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society. The Communication of Ideas. New York, 1948. P. 117.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-013-00022 «Массовое медиаобразование в странах СНГ (1992–2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете.