https://doi.org/10.20339/AM.12-18.020
М.Д. Матюшкина,
д-р пед. наук, доц., заведующая
кафедрой социально-педагогических измерений
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
e-mail: mdmatyush@gmail.com
Исследуется проблема влияния различных контекстных факторов на результаты обучения школьников. Представлены анкеты, связанные с выполнением региональных диагностических работ по русскому языку и математике среди девятиклассников Санкт-Петербурга. Проанализированы результаты опроса. Выявлены особенности отношения учащихся к предметам, трудности при их освоении, интенсивность школьных и дополнительных занятий. Полученные данные подтверждают преимущественно внешкольный характер освоения предмета «Русский язык». В обеспечении высоких результатов по математике роль школы сегодня в среднем также недостаточна. Исследования подтверждают тот факт, что для получения результата по математике важнее всего систематические интенсивные занятия по предмету, которые сегодня больше обеспечиваются репетиторами, чем школьными уроками.
Ключевые слова: социально-педагогический контекст обучения русскому языку и математике, анкетирование школьников, корреляционный анализ.
Литература
- Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120–145.
- Боченков С.А., Вальдман И.А. Интерпретация и представление результатов ЕГЭ: проблемы и возможные решения // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 5–24.
- Константиновский Д.Л. Качественное образование: ресурс и его использование // Россия реформирующаяся. М., 2012. С. 202–212.
- Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–177.
- Социально-педагогические аспекты качества образования в контексте введения ФГОС. СПб., 2015.
- Хэтти Дж.А.С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников. М., 2017.
- Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58–95.
- Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, Schools, and Academic Achievement // Econometrica. 2005. № 2. С. 417–458.
- Scheerens, J. Theories on educational effectiveness and ineffectiveness // School effectiveness and school improvement. 2015. № 26 (1). С. 10-31.