https://doi.org/10.20339/AM.10-18.098
М.Г. Пересторонина,
преподаватель русского языка и литературы
Столичный бизнес-колледж, г. Москва
e-mail: margaritaperestoronina@yandex.ru
Приводится краткая характеристика взглядов на развитие культуры и искусства Г. Гегеля и П. Сорокина. В сравнительном анализе особое внимание уделяется тезису Гегеля о «конце искусства» и стадии эклектического искусства Сорокина, которые совпали в основном векторе своего развития, что позволило автору объединить их в одну систему на базе таких эстетических категорий, как форма и содержание. Доказательство правоты данного синтеза и необходимости выделения четвертной стадии в развитии культуры автор проводит через концепцию воображения Ж. Дюрана и теорию доминантных рефлексов А. Ухтомского, а также современные взгляды на развитие общества и пространства Н. Лумана, М. Кастельса и Ж. Делеза. В результате обобщения автор статьи приходит к выводу о том, что тезис Гегеля о «конце искусства» и описанная Сорокиным эклектическая стадия в развитии культуры есть не что иное, как современная пространственно-временная матрица культуры постмодерна.
Ключевые слова: культура, искусство, общество, форма и содержание, эклектическое искусство, постмодерн, пространственно-временные матрицы, воображение, доминанта, Г. Гегель, П. Сорокин, Ж. Дюран, А.А. Ухтомский.
Литература
- Бычков В.В. Эстетика. М., 2001.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х тт. М., 1968. Т. 1.
- Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991.
- Дугин А.Г. Консервативная парадигма и критика теории прогресса в социологии Питирима Сорокина // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2010. № 1. С. 22–28.
- Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М., 2010.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
- Осипова Н.Г., Афанасьев В.В. Европейская социология. К., 2010.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1978.