Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Претворение игровых структур в инструментальном концерте (на примерах концертов для баяна с оркестром)

А.А. Нижник, М.И. Шарабарин
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/AM.07-18.080

 

А.А. Нижник,

канд. искусствоведения, доц., заведующий

кафедрой народных инструментов

e-mail: artem.nyzhnyk@gmail.com

М.И. Шарабарин,

доц. кафедры народных инструментов,

заслуженный работник культуры РФ

e-mail: mixailsharabarin@mail.ru

Белгородский государственный институт искусств и культуры

 

Рассматривается игровое начало как один из важнейших признаков инструментального концерта, определяющих семантическое ядро жанра. Авторы раскрывают как многозначность самого понятия «игра», так и различных значений этого термина, которые обусловливают широкий спектр его трактовок в музыковедческой литературе. Актуальность работы определена необходимостью теоретического осмысления современного баянного репертуара, его соотнесением с академическим жанрово-стилевым контекстом. Значимость работы обусловлена важной ролью предмета концерта в панораме баянных жанров, его высокой концептуальностью, преемственностью с наивысшими достижениями академической традиции. Результаты работы позволяют классифицировать претворение игровых структур в концертах для баяна с оркестром.

Ключевые слова: баян, дуэт, игра, концерт, оркестр, солист, соревнование, структура.

 

Литература

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
  2. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
  3. Денисова Е.Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети ХХ века. М., 2001.
  4. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Письмо и различие. СПб., 2000. С. 352–368.
  5. Клименко В.Б. Возможности игровых структур в процессе интерпретации музыкального произведения / Проблеми музичної інтерпретації. Киев, 1999. С. 35–46.
  6. Курышева Т.А. Театральность и музыка. М., 1984.
  7. Мiнкiн Л. Щодо діалогічної природи жанру концерту (на прикладі Першого та Третього фортепіанних концертів Р. Щедріна) / Українське музикознавство. Киев, 1987. С. 77–83.
  8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
  9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
  10. Тараканов М.Е. Инструментальный концерт. М., 1986.
  11. Тараканов М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60–70-е годы). М., 1988.
  12.  Шарабарин М.И. Роль политембровых народно-инструментальных ансамблей в коллективном музицировании России XI–XIX столетий // Вестник славянских культур. 2017. № 3. С. 215–221.