https://doi.org/10.20339/AM.07-18.080
А.А. Нижник,
канд. искусствоведения, доц., заведующий
кафедрой народных инструментов
e-mail: artem.nyzhnyk@gmail.com
М.И. Шарабарин,
доц. кафедры народных инструментов,
заслуженный работник культуры РФ
e-mail: mixailsharabarin@mail.ru
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Рассматривается игровое начало как один из важнейших признаков инструментального концерта, определяющих семантическое ядро жанра. Авторы раскрывают как многозначность самого понятия «игра», так и различных значений этого термина, которые обусловливают широкий спектр его трактовок в музыковедческой литературе. Актуальность работы определена необходимостью теоретического осмысления современного баянного репертуара, его соотнесением с академическим жанрово-стилевым контекстом. Значимость работы обусловлена важной ролью предмета концерта в панораме баянных жанров, его высокой концептуальностью, преемственностью с наивысшими достижениями академической традиции. Результаты работы позволяют классифицировать претворение игровых структур в концертах для баяна с оркестром.
Ключевые слова: баян, дуэт, игра, концерт, оркестр, солист, соревнование, структура.
Литература
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
- Денисова Е.Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети ХХ века. М., 2001.
- Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Письмо и различие. СПб., 2000. С. 352–368.
- Клименко В.Б. Возможности игровых структур в процессе интерпретации музыкального произведения / Проблеми музичної інтерпретації. Киев, 1999. С. 35–46.
- Курышева Т.А. Театральность и музыка. М., 1984.
- Мiнкiн Л. Щодо діалогічної природи жанру концерту (на прикладі Першого та Третього фортепіанних концертів Р. Щедріна) / Українське музикознавство. Киев, 1987. С. 77–83.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
- Тараканов М.Е. Инструментальный концерт. М., 1986.
- Тараканов М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60–70-е годы). М., 1988.
- Шарабарин М.И. Роль политембровых народно-инструментальных ансамблей в коллективном музицировании России XI–XIX столетий // Вестник славянских культур. 2017. № 3. С. 215–221.