https://doi.org/10.20339/AM.07-18.054
Л.А. Роменская,
канд. искусствоведения, доц.
e-mail: romen_76@list.ru
М.С. Жиров,
д-р пед. наук, проф.
e-mail: ZhirovMS@bgiik.ru
Л.A. Кинаш,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: l.kinasch@yandex.ru
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Выявлена роль сакрального хронотопа в композиторском творчестве. Герменевтический анализ позволяет выявить смыслообразующий контур мировосприятия символической системы религиозного и светского содержания музыкального искусства. В контексте когнитивного музыкознания эксплицируются научные подходы теоретических установок бытийного (онтологического) статуса музыкального произведения. Представлено рассмотрение пространственно-временных параметров как элементов смыслообразования музыки различных исторических эпох и типологических жанровых систем в контексте принципов художественного мышления и элементов музыкальной стилистики как системы семантических знаков, сакрализации творчества в формате преображения знаков воцерковленной культуры в систему выразительных средств музыки светского типа сквозь призму семантики двоемирия — земного и Божественного.
Ключевые слова: cакральный хронотоп, время-пространство, процессуальность музыки, духовный смысл, сакральный смысл, жанровый синтез, церковная и светская музыка, онтология музыки.
Литература
- Бретаницкая А. Послесловие, или Попытка толкования П. Сувчинским проблемы пространства и времени в контексте художественной и философской мысли ХХ века // Музыкальная академия. 2001. № 2. С. 102–114.
- Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей. 1990. Вып. 16. С. 54–100.
- Зенкин К.В. Музыка в богословско-философской системе Лосева // Музыка и Библия. 1999. Вып. 4. С. 39–44.
- Консон Г.Р. Концепция мировоззрения Г.Ф. Генделя в контексте его ораториального творчества // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1.
- Мартынов В. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М., 2011.
- Мартынов В. К проблеме изучения форм древнерусского богослужебного пения / Музыкальное искусство и религия. М., 1994. С. 9–20.
- Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск, 1999.
- Мелик–Пашаев К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы музыкальной науки. 1975. Вып. 3. С. 467–479.
- Орлов Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. 1973. Вып. 2. С. 434–479.
- Опанасюк А. Философско-эстетические аспекты музыкальной онтологии // Киевское музыкознание. 2001. Вып. 6. С. 272–291.
- Рыбинцева Г.В. Ладовые основы классицизма в контексте мировоззрения XVIII века // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1.
- Эскина Н.Г. Слово стало плотью // Музыкальная жизнь. 1993. № 13. С. 19–21.