Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Сакральный хронотоп как смыслообразующий феномен композиторского творчества: опыт моделирования

Л.А. Роменская, М.С. Жиров, Л.А. Кинаш
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/AM.07-18.054

 

Л.А. Роменская,

канд. искусствоведения, доц.

e-mail: romen_76@list.ru

М.С. Жиров,

д-р пед. наук, проф.

e-mail: ZhirovMS@bgiik.ru

Л.A. Кинаш,

канд. филос. наук, доц.

e-mail: l.kinasch@yandex.ru

Белгородский государственный институт искусств и культуры

 

Выявлена роль сакрального хронотопа в композиторском творчестве. Герменевтический анализ позволяет выявить смыслообразующий контур мировосприятия символической системы религиозного и светского содержания музыкального искусства. В контексте когнитивного музыкознания эксплицируются научные подходы теоретических установок бытийного (онтологического) статуса музыкального произведения. Представлено рассмотрение пространственно-временных параметров как элементов смыслообразования музыки различных исторических эпох и типологических жанровых систем в контексте принципов художественного мышления и элементов музыкальной стилистики как системы семантических знаков, сакрализации творчества в формате преображения знаков воцерковленной культуры в систему выразительных средств музыки светского типа сквозь призму семантики двоемирия — земного и Божественного.

Ключевые слова: cакральный хронотоп, время-пространство, процессуальность музыки, духовный смысл, сакральный смысл, жанровый синтез, церковная и светская музыка, онтология музыки.

 

Литература

  1. Бретаницкая А. Послесловие, или Попытка толкования П. Сувчинским проблемы пространства и времени в контексте художественной и философской мысли ХХ века // Музыкальная академия. 2001. № 2. С. 102–114.
  2. Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей. 1990. Вып. 16. С. 54–100.
  3. Зенкин К.В. Музыка в богословско-философской системе Лосева // Музыка и Библия. 1999. Вып. 4. С. 39–44.
  4. Консон Г.Р. Концепция мировоззрения Г.Ф. Генделя в контексте его ораториального творчества // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1.
  5. Мартынов В. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М., 2011.
  6. Мартынов В. К проблеме изучения форм древнерусского богослужебного пения / Музыкальное искусство и религия. М., 1994. С. 9–20.
  7. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск, 1999.
  8. Мелик–Пашаев К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы музыкальной науки. 1975. Вып. 3. С. 467–479.
  9. Орлов Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. 1973. Вып. 2. С. 434–479.
  10. Опанасюк А. Философско-эстетические аспекты музыкальной онтологии // Киевское музыкознание. 2001. Вып. 6. С. 272–291.
  11. Рыбинцева Г.В. Ладовые основы классицизма в контексте мировоззрения XVIII века // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1.
  12. Эскина Н.Г. Слово стало плотью // Музыкальная жизнь. 1993. № 13. С. 19–21.