Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Культурно-образовательная среда вуза: генезис понятия

В.И. Коваленко, Е.В. Коваленко, Н.И. Исаева
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.07-18.020

В.И. Коваленко,

д-р пед. наук, проф.,

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: kovalprom@list.ru

Е.В. Коваленко,

канд. пед. наук, доц. кафедры психологии и педагогики

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

e-mail: rouser5450@list.ru

Н. Исаева,

д-р психол. наук, доц.

e-mail: isaeva3@mail.ru

Белгородский государственный институт искусств и культуры

 

Приводятся результаты теоретического анализа генезиса понятия «культурно-образовательная среда вуза». Актуальность исследования педагогической сущности культурно-образовательной среды вуза определяется возрастанием роли человека в развитии социума и усилением влияния социальной среды на развитие личности. Метод исследования: историко-педагогический анализ генезиса понятия. Представлен обзор научных работ, отражающих особенности становления понятий «среда», «образовательная среда», «культурно-образовательная среда». Результаты исследования: педагогическая сущность средового подхода и культурно-образовательной среды, отразившаяся в их понятиях на каждом культурно-историческом этапе развития общества и науки, изменялась от понимания среды как фактора, оказывающего формирующее воздействие на объект (личность), до представления системы среда — человек в координатах субъект-субъектного взаимовлияния.

Ключевые слова: cреда, образовательная среда, культура, культурно-образовательная среда, генезис, понятие.

Литература

  1. Белозерцев Е.П., Заридзе Г.В. Философско-педагогические основания развития отечественного образования // Педагогика. 2017. № 1.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  3. Белкин А.С., Ткаченко В.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург, 2005.
  4. Ханнанов Ш.К. Средовый подход в социологии // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 72–76.
  5. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении. URL: http://eidos.ru/ journal/2005/0901/htm/
  6. Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы. Челябинск, 1999.
  7. Поляков С.Д. Основы педагогически-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. 2016. Вып. 5 (19).
  8. Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинций и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект). Воронеж, 2016.
  9. Isaeva N.I., Mamatova, S.I., Kovalenko, V.I., Kurgansky, S.I. The study on the professional culture as a system-making competence of the future specialist // The Social Sciences. 2016. № 4. С. 529–534.