https://doi.org/10.20339/AM.3-18.060
В.А. Юдин,
д-р физ.-мат. наук, проф.
Новосибирский государственный
архитектурно-строительный университет
e-mail: areal-novosibirsk@ngs.ru
А.И. Попов,
канд. пед. наук, доц.,
начальник отдела электронного обучения
Тамбовский государственный технический университет
e-mail: olimp_popov@mail.ru
Обобщен опыт методического сопровождения творческой подготовки инженерных и научных кадров в олимпиадном движении студентов по теоретической механике. Авторами проанализированы традиции подготовки студентов технических и естественнонаучных специальностей к решению инновационных задач по конструированию и эксплуатации нового технологического оборудования. Обоснована необходимость интенсивного включения олимпиадного движения в самостоятельную работу при изучении теоретической механики и обеспечении его массовости за счет предоставления обучающимся возможности формировать свою образовательную траекторию. Сформулированы дидактические принципы и выявлены психолого-педагогические условия эффективного развития психологических качеств и креативности студентов в заключительном этапе олимпиад по теоретической механике. Описан комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, обеспечивающих сопровождение олимпиадного движения.
Ключевые слова: креативность, психологическая готовность специалиста, инновационная деятельность, подготовка специалистов технического и естественнонаучного профиля, самостоятельная работа, олимпиадное движение.
Литература
- Наумкин Н.И. Современное состояние инженерного образования в России: возможные пути его совершенствования. — Саранск, 2006.
- Попов А.И. От студенческих олимпиад — к олимпиадному движению // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 2. — С. 13–16.
- Пушкарева Л.А. Формирование стиля творческой деятельности будущих специалистов олимпиадными методами и средствами (на примере общепрофессиональной подготовки в техническом вузе): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Казань, 2009.
- Кирьяков Б.С. Педагогическая модель интеллектуального испытания школьников. — Рязань, 2002.
- Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. — СПб., 2005.
- Березина С.Г. Задачи олимпиад Удмуртии по теоретической механике 2000—2004 гг. с ответами и решениями. — Ижевск, 2005.
- Куча Г.В. Организация самостоятельной работы при преподавании теоретической механики // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. — Оренбург, 2014. — С. 344–347.
- Сборник конкурсных задач олимпиад по теоретической механике 1987—1998 годов с анализом их решений. — Минск, 2000.
- Попов А.И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике. — Тамбов, 2010.
- Дубровина Г.И. Об истории Всероссийских олимпиад по теоретической механике // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2014. — № 12 (36). — С. 4.