Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Философские основания экологической этики и ее преподавание

Н.В. Попкова
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.2-18.026

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, канд. техн. наук, проф.

кафедры «Философия, история и социология»

Брянский государственный технический университет

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Анализируется ситуация, сложившаяся в экологической этике: рассмотрены трудности, возникающие при ее преподавании. Деятельность инженера вступает в противоречие с некоторыми принципами экологической этики: для верного морального выбора необходим философский анализ. Хотя необходимость соблюдения нравственных принципов в отношениях человека с природой признана учеными, анализирующими пути выхода из экологического кризиса, принципы экологической этики еще не приняты всеми исследователями. Существуют различные ее версии, которые расходятся в понимании объекта морального действия и не всегда отвечают принципам гуманизма. Разногласия существуют, например, относительно противопоставления антропоцентризма и нон-антропоцентризма, определения морального статуса биологических видов и экосистем, понимания положения человека среди других живых существ. Сделан вывод о том, что основные трудности при преподавании представляет недостаточная проработка теоретико-методологической базы экологической этики.

Ключевые слова: этика, экологический кризис, экологическая этика, моральная ответственность, высшее образование, антропоцентризм.

Литература

  1. Апресян Р.Г. Морально-философский смысл дилеммы антропоцентризма и нонантропоцентризма / Этическая мысль. — Вып. 10. — М., 2010. — С. 5–19.
  2. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. — 1995. — № 3. — С. 37–42.
  3. Глобалистика: Энциклопедия. — М., 2003.
  4. Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. — 2014. — № 5. — С. 16–26.
  5. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник МГУ. Философия. — 2001. — № 1. — С. 18–26.
  6. Керимова Н.И. Концепции экологической этики // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. — № 8. — С. 85–88.
  7. Костина И.Б. Ценностно-мировоззренческие основания постнеклассического экологического образования и их интеграция // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 10. — С. 115–118.
  8. Максимов Л.В. К понятию «объект морали» (по мотивам эколого-этических дискуссий) / Этическая мысль. — Вып. 10. — М., 2010. — С. 20–38.
  9. Назаров В.Н. Прикладная этика. — М., 2005.
  10. Панина Г.В. Профессиональная этика в инженерном образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 2. — С. 99–104. DOI: 10.20339/AM.02-16.099.
  11. Попкова Н.В. Введение в этику. — М., 2010.
  12. Попкова Н.В. Философская экология. — М., 2010.