https://doi.org/10.20339/AM.1-18.109
И.В. Челышева,
канд. пед. наук, доц.
Ростовский государственный экономический университет
e-mail: ivchelysheva@yandex.ru
Исследованы философские подходы к киноискусству, тесно связанные с рассмотрением феномена медиакультуры в целом, которая, в свою очередь, выступает транслятором и важным агентом социальной среды. Анализируется история развития советского, а затем российского кинематографа как активного средства познания действительности и отражения отношения к таковой. В статье представлена характеристика основных философских, антропологических подходов к теме школы в советских и российских аудиовизуальных медиатекстах. Также автором представлен анализ современных исследований по проблемам теории и философии кинематографического искусства, выявлены возможности и рассмотрены примеры медиаобразовательных приемов и технологий на материале игрового кинематографического искусства школьной тематики.
Ключевые слова: кинематограф, медиа, медиаобразование, медиафилософия, визуальная антропология, герменевтический анализ медиатекста.
Литература
1. Аванесов С.С. Визуальная антропология как исследовательская дисциплина. — URL: http://ling.tspu.edu.ru/files/ling/PDF/articles/avanesov_s_s_68_74_1_1_2...
2. Борев Ю.Б. Эстетика. — М., 2002.
3. Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: Автореф. дисс. … канд. соц. наук. — СПб., 2017.
4. Гожанская И.В. Кино как объект культурологического исследования. — URL: http://cheloveknauka.com/kino-kak-obekt-kulturologicheskogo-issledovaniy...
5. Давыдова О.С. «Фотогения» Л. Деллюка: опыт феноменологического прочтения. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fotogeniya-l-dellyuka-opyt-fenomenologi...
6. Еланская С. Н. Социально-философский анализ советского кинематографа как средства конструирования социальной реальности. — URL: http://dislib.ru/filosofiya/66042-1-socialno-filosofskiy-analiz-sovetsko...
7. Изади А. Кино как предмет художественной герменевтики. — URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/kino-kak-predmet-hudozhestvennoj-ge...
8. Куртов М.А. Кино как социальный опыт. — URL: http://cheloveknauka.com/kino-kak-sotsialnyy-opyt#ixzz4mN4S11cp http://cheloveknauka.com/kino-kak-sotsialnyy-opyt#ixzz4mN1k712Z
9. Лепихова И.В. Герменевтика кинореальности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. — 2014. — № 5. — С. 64–85.
10. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, 1973.
11. Лубашова Н.И. «Кинематография» как категория теории и истории культуры. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kinematografiya-kak-kategoriya-teorii-i...
12. Лубашова Н.И. Кинематография России ХХ в.: культурологический аспект: Автореф. дисс. … д-ра культурологии. — Краснодар, 2007.
13. Луговая Ю.А. Семиотика медийного текста в культурфилософском измерении. — URL: http://www.ranepa.ru/docs/vissee/lugovaya.pdf
14. Савельева Е.Н. Специфическая природа киноискусства: возвращение к проблеме. — URL: https://psibook.com/religion/spetsificheskaya-priroda-kinoiskusstva-vozv...
15. Салынский Д.А. Киногерменевтика Тарковского. — М., 2009.
16. Сербин В.А. Проблемы семиотической интерпретации значения в кино // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 4 (28). — С. 202–210.
17. Симакова Ю.А. Герменевтический потенциал анимации в исследовании культуры. — URL: http://diss.seluk.ru/av-kulturologiya/5848-1-germenevticheskiy-potencial...
18. Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. — СПб., 2009.
19. Трушкина Е.Ю. Визуальная антропология: границы и перспективы. — URL: http://cheloveknauka.com/vizualnaya-antropologiya-granitsy-i-perspektivy...
20. Федоров А.В. «Маленький школьный оркестр»: опыт герменевтического анализа медиатекста на занятиях в студенческой аудитории // Magister Dixit. — 2013. — № 2.
21. Хренов Н.А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. — М., 2008.
22. Худякова Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций. — URL: http://www.dslib.net/estetika/osobennosti-iskusstva-kino-i-jevoljucija-i...
23. Шайхитдинова С.К. Историко-антропологические основания медиакультуры // Медиафилософия. — СПб., 2010. — С. 72–87.
24. Штейн С. Онтология кино // Менеджер кино. — 2009. — № 8. — С. 58–64.
Статья подготовлена в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов» выполнен в Ростовском государственном экономическом университете.