https://doi.org/10.20339/AM.07-17.047
Т.А. Наумова,
канд. психол. наук, доц.
e-mail: nta64@yandex.ru
А.Е. Шкляев,
д-р мед. наук, доц., проректор по научной работе
e-mail: shklyaevaleksey@gmail.com
И.В. Реверчук,
д-р мед. наук, проф.
e-mail: centr_psy@mail.ru
Кафедра педагогики, психологии и психосоматической медицины
Ижевской государственной медицинской академии
Анализируются проблемы и рациональные возможности способов определения уровня овладения квалификацией обучающихся в высшей школе в компетентностном подходе. Представлены основные виды современных классификаций компетентности обучающихся, проанализированы их эпистемологическая и герменевтическая феноменология. Обосновано разделение компетенций на три категории: инструментальные, межличностные и системные. Рассмотрены и определены две сквозные компетенции, которые составляют конфликтную компетенцию, условно обозначенную как «общекультурная компетенция». В результате декомпозиции выбраны две содержательные компоненты общекультурной компетенции подготовки специалистов. Намечены пути формирования конфликтологической компетенции студентов и аспирантов медицинских вузов при разработке рабочей программы для специалистов и аспирантов на основе разработанных общекультурных компетенций.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, ФГОС, конфликтологическая компетенция, готовность врача к профессиональной деятельности.
Литература
- Наумова Т.А., Шадрина Д.Д. Формирование конфликтной компетенции студентов — будущих специалистов как инновационный аспект развития образования // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. — 2014. — С. 228–230.
- Реверчук И.В., Галиахметова Н.П. Адаптивность как средство гуманизации образования //American Journal of Scientific and Educational Research. — 2014. — № 2 (5). — С. 385–393.
- Реверчук И.В., Галиахметова Н.П. Педагогический феномен гуманизации образования как естественно обусловленное следствие социально-экономического развития общества // American Journal of Scientific and Educational Research. — 2014. — № 2 (5). — С. 394–399.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 20-26.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 «Стоматология».
- Федеральный государственный образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.02 «Педиатрия».
- Федеральный государственный образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело».
- Reverchuk I.V. Cross-cultural and ethno-cultural features of presence of mental disorders in the world today //Australian Journal of Scientific Research. — 2014. — № 1. — С. 345–352.
- Reverchuk I.V. Methodological contradictions of modern researches of ethnic tolerance and identity in psychology and psychiatry //American Journal of Scientific and Educational Research. — 2014. — № 1. — С. 535–541.
- Revechuk I.V. Cross-cultural features of clinic of mental disorders: modern world of intermittent cultures // American Journal of Scientific and Educational Research. — 2014. — № 2. — С. 747–752.