https://doi.org/10.20339/AM.07-17.017
Г.А. Антипов,
д-р филос. наук, проф.
кафедры философии и гуманитарных наук
Новосибирский государственный университет управления и экономики — «НИНХ»
e-mail: eji2@yandex.ru
Исследована ситуация с современным положением университетской философии в сфере высшего профессионального образования. Современное положение философии в вузовском образовании, по мнению автора, ни в коей мере не может быть признано удовлетворительным. Некогда были времена, отмечает автор, когда философия являла собой интеллектуальную доминанту университетского образования, тогда как в современном вузе таковая вытесняется на далекую периферию образования, оказывается в густой тени науки. Как показано в статье, подобное положение обусловлено непониманием сущности философского знания и его проблематики. Философия, подчеркивает автор, есть рефлексия, самосознание личности и культуры. В этом своем качестве она выступает основной формой идентификации и адаптации субъекта к происходящим изменениям как в научном познании, так и в познании мира как целостности.
Ключевые слова: философия, рефлексия, мышление, проблема, материализм, идеализм.
Литература
- Антология мировой философии. В 4-х т. — Т. 3. — М., 1971.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / О России и русской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990.
- Бор Н. Избранные научные труды. — М., 1971.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М., 1990.
- Кант И. Критика чистого разума. — М., 1998.
- Лейбниц Г.-В. Сочинения. В 4-х т. — Т. 1. — М., 1982.
- Мир философии: Книга для чтения. — М., 1991.
- Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.
- Сатановский Е. Заметки о национальной идее. — М., 2016.
- Соловьев В. Русская идея / Сочинения. В 2-х т. — Т. 2. — М., 1989.
- Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. — 1989. — № 9.
- Холтон Дж. Тематический анализ науки. — М., 1981.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.