Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников

Г.Ф. Голубева
80,00 Р

 

https://doi.org/10.20339/AM.04-17.037  

 

Г.Ф. Голубева,

канд. психол. наук, доц.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

e-mail: golubeva.galia2012@yandex.ru

 

Рассмотрена актуальная тема непараметрической социометрии в анализе формальной и неформальной подструктуры процесса общения старшеклассников. Охарактеризован процесс обучения в старших классах школ и высших учебных заведениях с позиций социальной и педагогической психологии. Приведены экспериментальные данные по указанному процессу, полученные с использованием опросника Кэттелла и метода непараметрической социометрии при анализе связи успешности обучения и групповых социометрических индексов. Сделан авторский вывод о том, что чем выше сплоченность в коллективе старшеклассников и студентов, тем выше показатель успеваемости в классе. Представлены практические рекомендации для успешной реализации метода непараметрической социометрии в учебном процессе.

Ключевые слова: непараметрическая социометрия, статус учащихся, личностные особенности, социометрическая когерентность, успешность обучения.

 

Литература

  1. Бодров В.А. Психологические особенности профессиональной группы / Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной профпригодности. — М., 2003. — С. 199–210.
  2. Голубева Г.Ф. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 9. — С. 47–49.
  3. Голубева Г.Ф., Спасенников В.В. Экономическая психология деловых коммуникаций. — Брянск, 2013.
  4. Глоточкин А.Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. — 1986. — № 1. — С. 22–27.
  5. Деев А.А. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника // Психологический журнал. — 1984. — № 6. — С. 106–110.
  6. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 2001.
  7. Самойленко Е.С. Особенности субъектно-ориентированного сравнения применительно к школьникам с различным социометрическим статусом // Экспериментальная психология. — 2011. — № 1. — С. 65–84.
  8. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. — М., 1992.
  9. Спасенников В.В. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых. — М., 1990.
  10. Спасенников В.В. Экономическая психология. — М., 2003.
  11. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. — Cambridge, 1981.
  12. Turner J. Social Categorization and the Self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Advances in group processes. — London, 1985. — P. 77–121.