Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образование как объект культурантропологического анализа

Н.В. Чеснокова
80,00 Р

http://dx.doi.org/10.20339/AM.07-16.093

 

Н.В. Чеснокова,

к. и. н., доц. кафедры музеологии и истории культуры

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: cnadezhda@yahoo.com

 

Проанализированы роль и научно-практический потенциал культурной антропологии в области исследования образования и образовательной среды. Выявлены особенности трактовки предмета исследования с демонстрацией междисциплинарных связей культурной антропологии. Определена точка зрения культурной антропологии на образование как элемент социокультурной среды, обоснована необходимость изучения такового с учетом норм, смыслов, значений соответствующей культуры / культур и социума / социальных групп. Особое внимание в статье уделяется характеристике методологических оснований и методического инструментария и определению их возможностей в области образования. Отмечается важная роль культурной антропологии в изучении поликультурных, полиэтничных образовательных сред и формировании культуры диалога и регуляции межкультурных коммуникаций в образовании. Намечены точки приложения культурной антропологии к изучению и регулированию образовательной среды.

Ключевые слова: образование, культурная антропология, культурология образования, педагогическая антропология, культура, этнографический метод, системный подход, кросскультурные исследования, интернациональное образование, межкультурная коммуникация.

 

Литература

  1. Гирц К. Интерпретация культур. — М., 2004.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. — 2000. — № 6. — С. 21–29.
  3. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005.
  4. Полосин Н.Н. Культурная антропология как теоретико-методологическое основание исследования современных межкультурных коммуникаций // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 6. — С. 442–444.
  5. Флиер А.Я. Избранные работы по культурологии. — М., 2014.
  6. Schensul J.J. Cultural maintenance and cultural transformation: Educational anthropology in the Eighties // Anthropology and Education Quaterly. — 1985. — Vol. 16. — No. 1. — P. 63–68.