Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социологическое исследование перспектив онлайн-образования посредством нетнографии Интернет-сообществ

Н.М. Богданова, Д.С. Горохов
$2.50

http://dx.doi.org/10.20339/AM.03-16.009

 

Н.М. Богданова,

к. социолог. н., старший преподаватель

e-mail: bo-na-mi@yandex.ru

Д.С. Горохов,

студент

e-mail: actn8d@gmail.com

Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева

Представлены результаты анализа достоинств и ограничений онлайн-образования на площадках типа MOOC (массовые открытые онлайн-курсы), его технико-процедурных возможностей, специфики коммуникации преподавателя и студентов, а также студентов между собой. Исследованы популярные многопрофильные онлайн-площадки, рассмотренные как виртуальные сообщества, представляющие собой особую форму «символической локальности». Онтологической проблемой исследования является восприятие онлайн-образования как копирования оффлайн-образования, а также стереотипные представления о характере обучения в виртуальной среде. В качестве методов исследования используются нетнография и автонетнография виртуальных сообществ. В завершение представлены описание выявленных тенденций онлайн-образования и специфики его взаимодействия с традиционной практикой обучения, а также проблематизация влияния онлайн-среды на институт образования в целом.

Ключевые слова: онлайн-образование, нетнография, автонетнография, массовые открытые онлайн-курсы, виртуальные сообщества.

 

Литература

  1. [URL]: http://www.globalwebindex.net/
  2. Россия удивляет: социология и статистика против мифов и вымысла. — М., 2015.
  3. Kozinets, R.V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. Leningrad: Sage, 2010.
  4. Kozinets, R.V. The Field behind the Screen: Using Netnography for Marketing Research in Online Communities. Journal of Marketing Research, 2002, vol. XXXIX, p. 61–72.
  5. Богданова Н.М. Партисипаторная стратегия работы с визуальными данными // Социологические методы в современной исследовательской практике. — М.: НИУ ВШЭ, 2011. — С. 133–136.
  6. Рождественская Е., Семёнова В. Киберэтнография виртуального сообщества: анализ туристского форума // ИНТЕР. — 2014. — № 7. — С. 22–43.
  7. Стрельникова А., Полухина Е. Что такое повсеместное дарение? Это максимальное доверие друг к другу: особенности социального порядка в виртуальных сообществах дарообмена // ИНТЕР. — 2014. — № 7. — С. 7–21.
  8. Benedikt, M. Cyberspace: Some proposals. In M. Benedikt. Cyberspace: First steps. Cambridge: MIT Press, 1991, p. 119–224.
  9. [URL]: http://blog.coursera.org/post/42486198362/five-courses-receive-college-credit
  10. [URL]: http://blog.coursera.org/post/54132976778/8th-grade-twins-take-astrobiology-and-einstein
  11. Colvin, K.F., Champaign, J., Liu, A., Zhou, Q., Fredericks, C., Pritchard, D.E. Learning in an introductory physics MOOC: All cohorts learn equally, incl. an on-campus class. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2014, no. 15 (4), p. 263–282.

 

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ: грант № 14-06-00181.