Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Модернизация ВПО России: Взгляд с Запада

 

На последнем) заседании Союза ректоров России председатель правительства РФ В.В. Путин призвал руководителей вузов к «срочной модернизации» системы ВПО России. Ради достижения этой цели, в частности, предложено выделить 70 млрд рублей (US $ 2,4 млрд) для поддержки ВПО, прежде всего федеральных и национальных исследовательских университетов. Выделяемые средства должны содействовать «повышению их роли в общенациональном и региональном экономическом росте».
Каковы могут быть последствия для высшего образования России?
 
Начать с того, что призыв к модернизации ВПО не особенно нов. И в 1980-х, и в 1990-х, и в 2000-х гг. государство прокламировало высшее образование как источник инноваций, двигатель экономического роста и регионального развития. Не хватало лишь одного — достойного финансирования.
Но финансирование ВПО зависело от экономической ситуации. Во время тяжелейшей рецессии 1990-х гг. расходы на образование в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) снизились с 1,2% до 0,4% в 1992—1998 гг. на фоне рыночно ориентированных реформ и массового расширения числа учащихся.
В 2000-х гг. модернизация ВПО получила импульс благодаря таким инициативам, как «Концепция модернизации образования России на период до 2010 года» и приоритетный национальный проект «Образование» (NPPE). Инициативы были внесены во время быстрого и устойчивого экономического роста (в среднем на 7% в год) в 2000—2008 гг.
В дальнейшем мировой финансовый кризис замедлил рост ВВП в России, но он по-прежнему опережает развитые страны. Если России удастся пережить кризис, перспектива внедрения вышеозначенных планов в ВПО выглядит многообещающей.
Увы, финансовые ресурсы как прежде, так и сейчас — основная озабоченность ВПО России. Расходы РФ на образование по-прежнему ниже уровня расходов в странах Запада.
С учетом финансовых трудностей российского ВПО дополнительные десятки миллиардов рублей инвестиций, обещанные премьером В.В. Путиным (0,0001% от ВВП 2010 г.) — знак в принципе позитивный.
 
Интернационализация высшего образования стала насущной проблемой в течение двух последних десятилетий.
Вузы России не занимали сколько-нибудь видного места в мировых рейтингах университетов — таких, к примеру, как TimesHigherEducation. Эти рейтинги имеют большое значение, формируя имидж вузов. Но университетов мирового класса в России нет.
Топ-рейтинг международных журналов — также повод для серьезного беспокойства. Среднегодовой вклад России в публикации остался практически неизменным с начала 1980-х гг. В то время как те же Бразилия и Индия пережили в этом отношении очень быстрый взлет.
Помимо затруднений с финансированием, российское ВПО испытывает сложности во взаимодействия с процессом интернационализации. Да, Россия участвует в Болонском процессе. Но сопоставимость и совместимость российской системы ВПО с англо-американской моделью высшего образования, наряду с участием российских ученых в совместных с международными исследователями проектах, оставляет желать лучшего.
Новые предложения призваны устранить отставание на этом направлении. По крайней мере, они наметили цель улучшить экономические показатели развития научно-технической экспертизы и строительства репутации университетов России на глобальном уровне.
Достижению этой цели должно помочь создание федеральных и национальных исследовательских университетов (ФИУ, НИУ) и содействие их развитию. Достижение этой цели — часть стратегии РФ по развитию вузов «мирового класса с передовой международной репутацией».
 
Цепь ФИУ уже создана за счет слияния и реструктуризации существующих вузов в 7-ми федеральных округах. Федеральные университеты, как ожидается, обеспечат «эффективное обучение и сосредоточатся на исследованиях в приоритетных областях», определенных как стратегически важные для конкретного региона.
Статус НИУ был задуман в 2008 г. в рамках модернизации ВПО. Статус поддержан сразу двумя указами президента РФ. В 2009—2010 гг. 27 вузов обрели статус НИУ в конкурсе предложенных ими программ производства как фундаментальных, так и прикладных исследований, востребованных рынком, а также «интенсивного обучения и подготовки высококачественного кадрового персонала, включая аспирантуру», для общенационального и регионального развития.
Теоретически НИУ рассредоточены по всей России; фактически же — сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее их предложения для поддержки общенационального и регионального экономического роста могут дать положительный эффект за счет интенсификации исследований в основной массе вузов РФ. На этом пути открывается возможность повышения роли как развивающихся институтов мирового класса.
Но основные проблемы, с которыми придется считаться, это по-прежнему низкая мобильность академического персонала, высокий уровень регионального неравенства и сама организация недавно созданных ФИУ и НИУ. В РФ международная академическая мобильность ограничена многими чисто бюрократическими препонами.
Пока трудно оценить, в какой степени ФИУ и НИУ смогут реализовать поставленные цели: существуют эти университеты лишь очень короткое время. Тем не менее, несмотря на все проблемы, эти 36 ФИУ и НИУ, выбранные как получатели приоритетного финансирования, возможно, смогут сконцентрировать необходимые ресурсы, внося действительно полезный вклад в повышение роли российского ВПО в региональном экономическом развитии.
 
Однако нетрудно оценить, сколь решающим фактором может при этом стать вопрос заработной платы сотрудников и профессорско-преподавательского состава в системе ВПО.
Исторически сложилось, что и в СССР, и в РФ заработная плата для работников образования была ниже средней по стране. При том, что сотрудники ВПО оплачивались выше, чем школьные учителя. А кроме того, существует проблема старения факультетов при малой перспективе для молодых ученых «лифта» вверх по карьерной лестнице.
С крайне низкой заработной платой и ограниченными перспективами карьерного трудоустройства неудивительно, что ВПО России пережило и продолжает переживать растущую «утечку мозгов» ученых.
В этом смысле хорошо продуманное международное участие в сфере ВПО, подкрепленное необходимым финансированием, могло бы (по крайней мере на экспертном уровне) возродить динамизм всей системы и помочь университетам России развивать исследования и методы обучения. Иное дело вопрос, насколько хорошо продумано все это участие?
 
Да, призывы к «срочной модернизации» ВПО России не новы. Но нов ключевой вопрос: будут ли реформы иметь положительное влияние в текущем экономическом и социальном климате?
РФ стремилась восполнить потери в системе своего ВПО, которое произошло в условиях серьезного спада в течение постсоветского переходного периода. Инициатив было осуществлено немало. Но увеличение расходов на образование в процентном отношении к ВВП существенно не изменилось с 2005 г.: они по-прежнему ниже средних по ОЭСР.
Сосредоточение финансирования на развивающихся флагманах образования смогло бы предоставить ресурсы для стратегических инициатив в области исследований, а также для реального превращения вузов РФ во всемирно признанные учреждения высшего образования. Аналогично и путем приглашения международных специалистов для своих университетов РФ сможет повысить свои исследования участием в интернационализации ВПО.
Но основная проблема даже не в этом. Основная проблема в том, что России следует обратить внимание на развитие и других, нестатусных университетов как совершенно необходимого условия обучения и подготовки научных кадров в системе современного ВПО. Независимо от всех предлагаемых властями планов для российского ВПО.
Дарья Лучинская,
кандидат философии Оксфордского университета,
докторант университета Институт Уорвика
UniversityWorldNews