Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Гуманитариям не место среди исследовательских университетов?

В общей сложности проект по созданию исследовательских университетов обойдется госказне в 27 млрд. руб. Чтобы его запустить (без выделения на эти цели дополнительных средств), Минобрнауки пришлось переформатировать имеющийся бюджет на развитие науки и образования. Об этом сообщил С. В. Иванец, директор департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Министерства. В 2009 г. на развитие национальных исследовательских университетов (НИУ) пойдут средства Рособразования, предназначавшиеся ранее на продолжение конкурса инновационных вузов (3 млрд. руб.). В 2010 г. на поддержку НИУ направят деньги из трех ФЦП: «Исследования и разработки» (1,9 млрд. руб.), «Развитие образования» (2,8 млрд. руб.) и «Научные и научно педагогические кадры» (1,3 млрд. руб.). Принципиально важно, что целевые индикаторы выполнения этих программ от перераспределения средств серьезно не изменятся, подчеркнул С. В. Иванец. Плановые (то есть специально выделенные) затраты на исследовательские университеты (ежегодно по 6 млрд. руб.) удастся предусмотреть только с 2011 г., когда будет утверждаться новая ФЦП по развитию образования (ФЦПРО).

Запуская проект по созданию НИУ, в Минобрнауки преследуют цель сформировать университеты мирового уровня, которые в равной степени эффективно будут осуществлять и образовательную и научно исследовательскую деятельность. Соответственно к претендентам на этот высокий статус (если быть юридически точными, то на присвоение «категории НИУ») будут предъявляться довольно жесткие требования.

В Минобрнауки ожидают, что в конкурсе будут участвовать сотни вузов. Но выбиться в победители смогут только те из них, которые пройдут через два этапа отбора. На первом предполагается оценивать современное состояние вузов претендентов в динамике за три года. Для этого разработаны десятки показателей, объединенные в шесть групп критериев: инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, развитие кадрового потенциала, эффективность научно инновационной и образовательной деятельности, рост международного и национального признания вуза, эффективность системы подготовки кадров.

Те учебные заведения, которые выйдут на второй этап конкурса, должны будут представить программу развития своих вузов сроком не менее пяти лет (на время господдержки). При отборе вузов в Минобрнауки намерены руководствоваться принципом «деньги и статус в обмен на обязательства», что предполагает выполнение победившими вузами определенных целевых индикаторов, за которые будут нести персональную ответственность ректоры. В частности, чтобы войти в число НИУ, руководители учебных заведений должны будут обеспечить 20-25 процентное софинансирование программы развития. А в дальнейшем — и эффективное расходование бюджетных средств, которые можно будет направлять только на определенные статьи расходов, в частности приобретение оборудования, повышение квалификации профессорско преподавательского состава и выделение грантов молодым ученым. В случае если вуз не будет выполнять взятые на себя обязательства, его могут досрочно лишить статуса «исследовательского университета», который будет присваиваться на десять лет.

Планируется, что итоги конкурса подведут уже в июле. Как распределятся места между вузами разного направления, пока трудно сказать. Формально никаких ограничений, скажем, для гуманитарных, не делается. Но сама идея исследовательских университетов, которые, судя по концепции разработчиков, должны будут содействовать развитию научно технологического комплекса страны, в большей степени ориентирована на техническое и естественнонаучное образование. Руководители страны считают важным поднять их престиж и придать импульс развитию, что подчеркнул в своем выступлении премьер министр В. В. Путин на совещании в МФТИ, отметив при этом, что в стране обозначился перекос в сторону гуманитарных специальностей.

Справка:
Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Отличительные особенности НИУ:
способность генерировать знания;
обеспечение эффективного трансфера технологий в экономику;
проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований.

(STRF.ru)