Панорама высшего образования в 2011 г.
США
Вузам — институциональные профили
Агентство Thomson Reuters, основной поставщик деловой информации бизнесу и промышленности США, впервые презентовало сборник «Институциональные профили» почти 500 ведущих вузов мира. В сборнике представлен детальный портрет каждого из этих вузов. «Данные позволят любому университету США надежно измерить свою производительность, в первый раз сравнивая себя с конкурентами по всему миру как в отдельных предметных областях, так и по нескольким дисциплинам», — отметил, презентуя «Профили», Дж. Адамс, директор по исследованиям ТR.
Конфликтам — новые правила
Впервые с 1995 г. федеральное правительство внесло коррективы в политику регулирования «финансовых конфликтов в научных исследованиях» в сфере высшего образования (ВО). Речь, в частности, о конфликтах интересов в области биометрических исследований. «Правила», разработанные Министерством здравоохранения и социальных служб и Национальным институтом здравоохранения, предусматривают, что индивидуальные получатели федерального исследовательского гранта должны будут представлять в свои вузы информацию о том, как средства сторонних компаний или иных организаций (включая и доходы от акций в этих компаниях) могут повлиять на «исследовательскую ответственность», в т.ч. на научные разработки, консультации, учебный процесс, членство в вузовских комитетах. «Правила» вступят в силу в 2012 г.
А бюджетникам — сокращение
Колледжам и университетам Калифорнии предстоит значительное сокращение бюджетов, вызванное финансовыми проблемами штата. В свою очередь, сокращение бюджетного финансирования повлечет дальнейший рост оплаты за обучение, сообщила Los Angeles Times. Начиная с нынешнего учебного года, студенты будут иметь меньше курсов, из которых можно выбирать, а также столкнутся с дефицитом обеспеченности своих классов доступной учебной литературой и с сокращением на 5% рабочего времени факультетов. По мнению экспертов, эта мрачная картина может стать еще более мрачной в будущем году, если финансовые проблемы вынудят государство к дальнейшему сокращению финансирования вузов.
Канада
Демография давит
Вузам придется серьезно задуматься над демографической ситуацией в стране — рефрен недавнего доклада Ассоциации университетов и колледжей Канады. Демографический тренд, отмечено в докладе, таков, что к 2030 г. число людей в возрасте 65 лет и выше удвоится, в то время как численность населения в трудоспособном возрасте возрастет лишь на 8%. «Из-за этого, — отмечено в докладе, — сектор ВО уже сейчас должен творчески готовиться к неизбежному увеличению спроса на абитуриентов, готовя для них новые правовые, медицинские и социальные услуги». Кроме того, вузам предложено продумать возможности для расширения доступа в свои стены международных абитуриентов, «давая им убедительные доказательства экономических выгод, связанных с получением университетского образования именно в Канаде».
Великобритания
Студенты удовлетворены
Британские университеты и колледжи получили вотум доверия от своих студентов. Их деятельностью удовлетворены порядка 83% студентов. Недовольных только 9%. А еще 8% —«затруднились с ответом». Таковы результаты национального опроса, который охватил около 265 тыс. выпускников нынешнего года из 154 вузов и 99 колледжей. По заявлению исполнительной дирекции по финансированию ВО, эти результаты показывают, что вузы Великобритании дают высококачественную подготовку своим студентам. Тем не менее дирекция предупреждает: не должно быть оснований для самоуспокоенности. Результаты опроса — лишь информация для вузов, чтобы помочь им повышать качество обучения и преподавания.
«Философия» под вопросом
Студенты все более «бегут» от гуманитарных курсов к курсам чисто профессиональным, сообщила The Telegraph. По данным газеты, в британских вузах число заявок на изучение таких предметов, как юриспруденция, педагогика, бухучет и др., неуклонно увеличилось, тогда как интерес к курсам истории, классического искусства или философии падает. Тенденция объясняется тем, что «негуманитарные курсы открывают выпускникам лучшие шансы для карьеры». Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что многие гуманитарные дисциплины могут лучше подготовить к рынку труда, нежели некоторые профессиональные курсы. Полный текст сообщения опубликован на сайте www.telegraph.co.uk
Конкуренция — двигатель качества
Вузы Англии будут более активно конкурировать друг с другом в результате реформы ВПО. Таков вывод долгожданной «Белой книги» правительства. Что касается реформы, то ее главная цель — повышение ответственности вузов за улучшение подготовки студентов. Реформа пойдет по следующим линиям: адаптация финансирования к выбору студента, увеличение социальной мобильности, сокращение бюрократического регулирования, повышение качества информации для студентов, совершенствование преподавания, обеспечение большей «прозрачности» обратной связи в работе преподавателей, лучшая подготовка к рынку труда, улучшение сотрудничества между вузом и работодателями в промышленным секторе. По словам В. Кейбла, госсекретаря по делам бизнеса, инноваций и ремесел, «реформа явится хорошим примером успешного государственно-частного партнерства в ВО, сочетающего государственное финансирование с инстуциональной автономией, а также делающего университеты более подотчетными студентам, чем когда-либо прежде». По заявлению правительства, эта реформа является частью более широкой государственной программы, нацеленной на то, чтобы «уделить больше внимания потребителю образовательных услуг, одновременно поощряя конкуренцию и обеспечивая открытость рынка ВО для новых поставщиков».
Как сократить затраты на исследования
Запуск общей платформы исследований через высокопроизводительные вычислительные ресурсы позволит каждому британскому вузу получить серьезное сокращение затрат на НИОКР. Такую возможность обеспечит платформа Logikellis, которая свяжет воедино всю местную университетскую сеть. Платформа Power7IBM позволяет объединить средства в совместном большом «пироге» высокопроизводительных исследовательской сети, обеспечивая каждому вузу выгодный «общий ломтик» от высокопроизводительных компьютерных разработок. По заявлению Т. Келли, исполнительного директора Logikellis, новая система позволит высвободить больше денег для научных исследований, что сделает университеты более конкурентоспособными на мировом рынке.
Германия
Иностранцам — комфорт
Высшее образование в ФРГ получило высокую оценку в двух опросах иностранных студентов. Опрошенными (соответственно почти 160 тыс. иностранных студентов и около 14 тыс. выпускников местных вузов) отмечен «особенно высокий уровень личной безопасности и информации о вузах». Репутация дипломов и ученых степеней оценена как «хорошая» или «очень хорошая» 94% опрошенных. В обоих опросах выделено высокое качество вузовской информации, особенно ее доступность в Интернете. Наконец, студенты и выпускники считают Германию «лучшим местом для обучения». Вместе с тем они хотели бы «большей прозрачности учебных требований» и «регулярной обратной связи относительно результатов своей работы», а также «постоянной поддержки со стороны вузов».
Вузам — уверенное будущее
Вузы земли Северный Рейн—Вестфалия подписали соглашение с правительством региона, которое гарантирует им финансирование в объеме по крайней мере 4,5 млрд. евро в год до 2015 г., а также исключение из «любых мероприятий по сокращению государственных расходов». Со своей стороны, вузы обязались «принимать надлежащие меры по сокращению увольнений преподавателей и отсева студентов, особенно первокурсников». Кроме того, вузы должны «обеспечить более широкий доступ для всех желающих получить ВО, в т.ч. расширяя программы дальнейшего образования, с одновременным повышением стандартов обучения». По мнению экспертов, соглашение, подписанное премьером Х. Крафт, министром высшего образования С. Шульце и министром финансов Н. Вальтер-Борнганс, «гарантирует вузам земли Северный Рейн—Вестфалия завидное положение, чтобы уверенно смотреть в будущее».
«Партнерству идей» — расширение
ФРГ и РФ намерены активизировать «партнерство идей в высшем образовании», — прозвучало рефреном Немецко-российского года науки, образования и инноваций. В результате, надеется федеральный министр образования и научных исследований ФРГ А. Шаван, в ВО обеих стран «вольется «свежая кровь», благодаря чему существенно активизируются новые формы связей в области высшего образования». «Новые формы» — это главным образом «содействие прикладным исследованиям как движущей силе модернизации и инноваций». Пока, правда, «новые формы» развиваются в области технологий для электротранспортного машиностроения, где ФРГ стремится играть ведущую роль на международном уровне. Однако в дальнейшем проект предусматривает изучение «новых областей сотрудничества, которые могут оказаться перспективными». Возможно, таковыми станут возобновляемые источники энергии и энергосберегающие технологий, а также биотехнологии.
Франция
Реформа продолжается
Лоран Вокье сменил В. Пекресс на посту министра по высшему образованию и исследованиям. Новый министр обещает, что будет продолжать реформы ВО, инициированные в 2007 г. его предшественницей. При Пекресс была осуществлена передача вузам ряда полномочий государства, а также сформирована элитная группа университетов и высших школ в целях повышения места Франции в международных рейтингах. Кроме того, был принят закон «Свободы и обязанности университетов», гарантирующий последним автономию. В настоящее время около 90% местных вузов самостоятельны в вопросах бюджета и в формировании своих научно-исследовательских стратегий. По словам Л. Вокье, продолжением реформы станет наделение вуза, во-первых, правом собственности, во-вторых, правом создавать кластеры с другими вузами и исследовательскими институтами, а также предприятиями для получения дополнительного финансирования. Эту реформу планируется завершить уже в 2012 г. «Несколько большее время» займет другая важная реформа, которую обещает новый министр. Речь о т.н. «Операции суперкампус» стоимостью 5 млрд евро. Проект предполагает создание по крайней мере 10 национальных центров ВО и научных исследований, способных эффективно конкурировать с лучшими университетами мира.
Студенты против министра
Треть вузов незаконно взимают дополнительные сборы со студентов за услуги, которые де-юре должны предоставляться бесплатно, заявил студенческий союз Франции. По его данным, поборы (от нескольких до 400 евро) распространяются на такие услуги, как консультации преподавателя, зачисление на курсы, доступ к компьютерам, использование спортивных сооружений, даже пользование парковкой. Союз призвал нового министра Лорана Вокье принять безотлагательные меры к искоренению практики незаконных поборов. Кроме того, критику вызвало одобрение министром увеличения вступительного взноса в вузы (на 1,72% для курсов, 7,7% для бакалавров и 3,6% для магистров), обязательного отчисления на безопасность (на 3 евро) и стоимости проживания в кампусах.
Программа для трудоустройства выпускников
Автономный статус обязывает каждое учреждение ВО разрабатывать собственную программу, цель которой — качественно подготовить студентов к профессиональной жизни. В программе 4 основных момента. Во-первых, каждый профессиональный курс должен содержать не менее 1500 учебных часов в течение 3 лет. Во-вторых, вуз должен расширять персонализацию учебных курсов, чтобы удовлетворить каждого студента. В-третьих, студенты должны иметь возможность по крайней мере один семестр проходить обучение непосредственно на рабочем месте, чтобы получить опыт профессиональной жизни, а также принять решение о направлении своих исследований. В-четвертых, вуз должен четко определить, какие академические знания и профессиональные навыки студенты приобретут за время 3-летнего обучения. Что касается последних, то речь, в частности, идет о личной автономии, умении анализировать и обобщать, знании компьютерных ноу-хау, ориентировке в различных профессиональных областях, четком определении планов карьерного роста и др. Программы будут вводиться с сентября 2012 г.
Ближний Восток
Интеллектуальной системой по мошенничеству
Поддельные дипломы — серьезная проблема ВО на Ближнем Востоке. Таков вывод доклада «Диплом и аккредитация: новые тенденции в учетных злоупотреблениях» — результата 18-месячного международного исследовательского проекта. Для борьбы с этим злом доклад рекомендует развивать эффективную правоохранительную деятельность, а также расширять международное сотрудничество, включая обмен информацией между странами. Помочь этому признана, в частности, интеллектуальная система, разработанная в Объединенных Арабских Эмиратах. «Умная система AMRICON, — сообщает газета Gulf News, — используя радиочастотные идентификации AFIT, позволит обеспечить проверку дипломов аттестационным отделом Министерства высшего образования и научных исследований ОАЭ». По мнению генерального директора AMRICON М. Аль-Амири, «внедрение системы позволит надежно устранить риск поддельных дипломов, выданных как странами Персидского залива, так и западными университетами».
План для измерения производительности
Министры 57 государств на 38-й сессии Организации исламского сотрудничества договорились о создании системы для измерения производительности вузов на уровне стандартов мирового ВО. Система предусматривает «внедрение ключевых показателей эффективности университетов исламского мира». Среди показателей — объем НИР и образовательных услуг, оснащенность оборудованием, темпы роста вузов, включая частоту цитирования преподавателей, долю преподавателей с научными степенями, отношение преподавателей к студентам, соотношение численности аспирантов к студентам, количество доступных книг, журналов и периодических изданий ведущих НИИ и центров на одного студента и др., а также социально-экономические последствия. Что касается «социально-экономических последствий», то таковые будут измеряться путем подсчета коммерческих контрактов и предпринимательских программ с промышленностью. О результатах узнаем уже на очередной сессии ОИС, которая состоится в Саудовской Аравии в конце 2011 г.
СЕЗАМ открывает связи
Благодаря проекту, именуемому SESAME (СЕЗАМ), активизируются связи между 9 странами региона, которые порой пребывают в состоянии войны друг с другом. Акроним проекта расшифровывается как использование синхронного излучения для научных экспериментов и прикладных исследований. Что самое интересное, проект опирается на Израиль и Палестинскую автономию; в нем также участвуют Бахрейн, Кипр, Египет, Иран, Иордания, Пакистан и Турция. Ускорительный комплекс и вся инфраструктура разместятся в Аммане, Иордания. Эксплуатационные расходы, как ожидается, составят US $8 млн в год.
Не числом, а качеством
Доля выпускников средних школ Иордании, поступающих в вузы, должна быть сокращена до одной трети. Об этом заявило Министерство высшего образования и научных исследований Иордании. Подготовлен план реформы местного ВО (2012—2015 гг.). Он предусматривает улучшение качества образования и выпускников, которые отвечали бы потребностям рынка, конкурируя как на национальном, так и на международном уровнях. Под этот план, изложенный в иорданской Times, госуниверситеты страны получат большую независимость в отношении приема студентов. Среднее общее образование больше не будет главным требованием для поступления в вуз. Каждый университет будет адаптировать критерии отбора студентов к своим возможностям и производительности в зависимости от предмета, который является профилирующим. Кроме того, предусмотрено погашение долгов всех государственных вузов, а также единовременная поддержка им в объеме 70—120 млн иорданских динаров на 3-летний период и увеличение ежегодного финансирования. Что касается НИР, план предусматривает создание большего числа лабораторий и выделение 5% бюджета каждого университета на исследовательские цели.
Юго-Восточная Азия
Стремясь в лидерство
Сингапур, одно из самых динамично развивающихся государств с системой национального ВПО, инициировал проект программы последипломного финансирования для «поощрения инноваций и предпринимательских талантов», чтобы стать лидером в области инжиниринга и прикладных исследований в Азии. Программа разработана совместно министерством образования и университетами. Ее смысл — активизировать на базе местного ВПО совместные разработки с почти десятком крупных международных компаний, в т.ч. с Rolls Roys, которая занимается производством авиационных двигателей, а также с ведущими компаниями в машиностроении, оборонной и космической отраслях. Программа будет финансировать около 200 аспирантов в течение предстоящих 5 лет. По замыслу, за эти 5 лет аспиранты, опираясь на потенциал университетов, смогут разрабатывать свои собственные НИР, одновременно получая опыт работы в корпоративной среде крупнейших компаний, тем самым, по словам министра ВО Хенга, «способствуя укреплению связей между научными учреждениями и промышленностью».
Страна иностранных студентов
Малайзия — одна из самых популярных среди иностранцев стран для получения ВО. Об этом сообщило официальное агентство Bernama, процитировав доклад заместителя генерального директора Агентства по высшему образованию и научным исследованиям, доктора Сити Датин Харнисах Тапсир. К июню 2011 г. число иностранных студентов в Малайзии превысило 90 тыс. Агентство по высшему образованию Малайзии ориентировано на то, что к 2020 г. число иностранных студентов превысит 200 тыс. человек. Полный текст доклада опубликован на сайте www.bernama.com
Киберуниверситет для АСЕАН
Правительство Южной Кореи объявило о выделении гранта объемом US $1,8 млн Вьетнаму. Цель — создание для Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) университета дистанционно-электронного обучения студентов этого региона. В рамках проекта в Ханое местный научно-технический университет будет развивать электронное обучение в общерегиональном учебном центре, получая финансирование от Корейского агентства международного сотрудничества. Первоначально в проект включатся Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам, «обкатывая» пилотные программы электронного обучения в течение 2012 г. В дальнейшем проект будет распространен и на других членов АСЕАН — Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Бруней. Существует также долгосрочный план для превращения Ханойского центра в «киберуниверситет АСЕАН».
Обзор подготовлен по материалам
University World News, Inside Higher ED,
EDUCATIONGUARDIAN, University Business