Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образовательная среда как средство преодоления молодежного экстремизма


В статье рассматривается роль образования в трансформации молодежного экстремизма, который представляется показателем вступления общества в постиндустриальную фазу развития. Экстремистское поведение рассматривается как форма активности молодого поколения, проявление творческого отношения к жизни, возможное поле социальных инноваций, нуждающееся, однако, в социальном контроле. Эффективным средством социального воздействия на экстремистское поведение может служить образовательная среда. Анализируются приемы и методы влияния образовательных структур на экстремистское поведение молодежи.

Специалист как важнейший компонент современного высокотехнологичного производства формируется всей системой образования. При этом ведущая роль принадлежит высшей школе, которая задает основные параметры и ориентиры профессионализма и социокультурной компетентности.

В современных условиях высшее профессиональное образование становится фокусом инновационной экономики. Во первых, оно является инкубатором новых идей и креативных проектов. Во вторых — системой непрерывной подготовки нацеленных на высокие технологии профессиональных кадров. В таких условиях концепция современного высшего образования сталкивается с необходимостью быть многоуровневой, чтобы готовить специалистов по разнообразным профессиональным траекториям, с соответствующими наборами компетенций и личностными устремлениями.

Однако образование — это не только задачи обучения и воспитания. Сегодня оно становится ареной борьбы и площадкой разрешения сложнейших противоречий и ранее несвойственных ей проблем. Например, неожиданно и чрезвычайно остро возникшая проблема молодежного экстремизма требует резкого разворота и пристального внимания к себе со стороны образовательной практики.

Сущность молодежного экстремизма

Проблема молодежного экстремизма как активного нарушения норм морали и права, ксенофобии и протестного поведения оживленно обсуждается в современной литературе, становится объектом конкретных социологических исследований. Актуальность данной темы обусловлена не только остротой и конфликтогенностью проявлений экстремизма, но, главным образом, ролью этого фактора в развитии современного общества. Обострение экстремистской активности молодежи связано с определенным этапом развития общества. Представляется, что молодежный экстремизм является показателем экономического развития общества, более того, индикатором перехода его в постиндустриальную фазу развития. Попробуем обосновать это на первый взгляд парадоксальное утверждение.

Молодежный экстремизм как показатель экономического развития общества

Широта распространения молодежного экстремизма в мире показывает, что для его проявления существуют определенные социокультурные предпосылки, а не просто случайное стечение обстоятельств. Условием формирования экстремистских выступлений молодежи являются противоречия переходного периода общества, вступающего в постиндустриальную эпоху. Информационное общество предъявляет повышенные требования к образованию и квалификации своих представителей, в результате чего значительно увеличивается время на подготовку к профессиональной деятельности, растягиваются сроки обучения и ученичества. Длительный период времени молодым людям приходится находиться в социальной зависимости от старшего поколения. С одной стороны — они уже физически развились, а с другой — в социальном плане им еще только предстоит осваивать собственные социальные роли. К этому добавляется и психологическая неустойчивость юношеского возраста с его повышенной эмоциональностью и максимализмом. Подобные диспропорции развития находят отражение в демонстрации молодым поколением своей силы и энергии способами, далеко не оптимальными для социального общежития. Поводом могут явиться любые общественные противоречия: обострение национальных отношений, экономические трудности, социальное неравенство, политические катаклизмы. Выход избыточной энергии может осуществляться не только с помощью противоправных действий, но и вполне допустимым образом — эксцентричным поведением или экстремальным спортом. Способ самоутверждения зависит, видимо, от социального статуса и имущественного положения. Хотя результаты социологических исследований свидетельствуют, что агрессивное, зачастую делинквентное, поведение чаще демонстрируют молодые люди из низших слоев общества, осваивающие рабочие профессии, тогда как студенты, которые сейчас в основном являются выходцами из обеспеченных слоев, предпочитают спорт и необычные акции (например, флэшмоб и др.).

Кроме социально возрастных диспропорций у молодежного экстремизма во вступающем в постиндустриализм обществе есть еще одна причина, и даже более существенная. Современное общество называют обществом знаний, потому что оно не может развиваться без постоянных инноваций, технологических прорывов, новых способов деятельности во всех областях социальной практики. А новаторство, склонность к риску, информационные нововведения, столь необходимые постиндустриальной цивилизации — дело молодых. И. М. Мечников в работе «Этюды о природе человека» отмечал психофизиологические особенности молодого возраста, определяющие его творческий потенциал. У молодых людей еще недостаточно развит инстинкт самосохранения, в результате чего они в меньшей степени, чем взрослые, обращают внимание на свое физическое состояние, могут увлекаться рискованными идеями. У них к тому же существует дисгармония желаний и возможностей воплощения. То, что взрослый своим опытом отсек как невозможное, для молодежи представляется открытым для обсуждения. Здесь кроются опасности, которые могут привести молодого человека к неоправданному риску и общественно недопустимому поведению. Необходимо воспитательное воздействие со стороны общества для успешной социализации молодежи.

Экстремистское поведение как полигон социальных инноваций

Проявлением активной творческой сущности молодого поколения зачастую выступают экстремистские выходки. Но не стоит видеть в экстремизме только социальный негатив, криминальный резерв и поле правонарушений. Можно взглянуть на экстремистское поведение как на полигон социальных инноваций. Далеко не все из них могут быть восприняты обществом, но есть и такие, которые указывают на перспективные пути развития. Постиндустриальный мир, развивающийся за счет перманентных нововведений, создает среду экстремального поведения как необходимое условие своего существования. «Ни одна новация не может быть привнесена в общество без соответствующих девиаций».

Любое общество стремится воспитать своих членов «культурными людьми», т. е. носителями социально значимых традиций, видов деятельности, способов освоения мира, идеалов, ценностей, являющихся основой его устойчивости и укорененности в пространстве и времени. Однако стабильность и целостность важны, но они не единственные характеристики жизнеспособности культуры. Необходима также способность к саморазвитию, которое во многом определяется наличием области экспериментов, особых подсистем (субкультур), где постоянным и естественным является нарушение общепринятых норм и правил, выход за привычные культурные рамки в сферу «бескультурья». Конечно, должно существовать определенное соотношение тенденций устойчивости и изменчивости, т. е. соблюдаться мера новационности, чтобы бурное нормотворчество не опрокинуло сам способ жизнедеятельности, не развалило культуру, обеспечивающую выживание больших масс людей. Для этого существуют социальные регуляторы, оценивающие и оказывающие воздействие на сферу экспериментов. Асоциальные типы поведения и отношений, выход за культурные нормы, разрушающий ткань общественной жизни, порицаются общественным мнением и пресекаются соответствующими институтами, например, субкультуры преступности, наркомании, самоуничтожения, изоляции и др.

Но выход за общепринятые культурные рамки может явиться и формой рождения новых норм, типов поведения, видов деятельности, способов взаимоотношений, которые послужат основой дальнейшего саморазвития культуры, ответа на вызовы истории, умения приспособиться к меняющимся внешним обстоятельствам и внутренним потребностям. Культурный человек — носитель устоявшихся норм и канонов, поощряемый за это общественным мнением и социальным положением — не испытывает потребности в инновациях. Субъект, не вписавшийся в наличную культурную систему, ищущий для себя точки опоры, способен к активному социальному творчеству, которое часто проявляется как нарушение норм культуры, выход в сферу «бескультурья». Поэтому определенное количество «некультурных людей» не только естественно для живой культуры, но и совершенно необходимо для ее развития.

Предводители восстаний рабов, организаторы крестьянских волнений в средние века, вожди революционных движений в Новое время преодолевали границы своей культуры, выходили за ее пределы в сферу социальных экспериментов, которая традиционным общественным мнением оценивалась весьма негативно за нарушение правил, норм и разрушение устоев. Однако именно в их среде выкристаллизовывались ростки новой культуры, адекватной изменениям, происходившим в обществе, отрабатывались новые технологии, виды деятельности, отношения к природе, к самому себе и друг к другу.

Экстремизм как индикатор социального неблагополучия

Термин «экстремизм» происходит от латинского «экстремум», то есть «крайний, чрезвычайный». Некоторые авторы предлагают отличать его от термина «экстремальность», который обозначает объективное, обусловленное природными катаклизмами чрезвычайное поведение людей, «которое в критических ситуациях исходит из единственно возможных решений, обеспечивающих выживание и спасение». Понятие же «экстремизм» подчеркивает социально обусловленный характер чрезвычайного поведения, за