Статусные вузы: будут делиться?
Университеты, получившие от государства особые статусы, а соответственно и дополнительную поддержку, должны не отгораживаться от остальных вузов, а наоборот — всячески способствовать их развитию, в том числе предоставляя в пользование новейшее оборудование. К такому выводу пришли участники заседания Российского союза ректоров.
В Фундаментальной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова 9 декабря 2009 г. состоялось последнее в этом году заседание Российского союза ректоров (РСР). В нем приняли участие почти все сто членов союза, руководители ведущих вузов страны, включая федеральные и национальные исследовательские.
Среди главных итогов этого года председатель РСР, ректор МГУ В. А. Садовничий отметил «произошедшую в системе высшего образования перестройку»: был принят закон об особом статусе МГУ и СПбГУ, созданы 14 национальных исследовательских университетов, формируются семь федеральных. Конечно, это не застывшая ситуация. Какие-то из вузов со временем могут лишиться высокого статуса, однако в целом когорта лидеров определилась. В связи с этим, как подчеркнул В. А. Садовничий, ректорское сообщество волнует вопрос, не займут ли статусные университеты изолированного от нетитулованных вузов положения.
«Мы не должны этого допустить, — считает ректор МГУ. — Университеты, получившие статусы, настроены на совместную работу. Они должны способствовать улучшению всей системы образования. В частности, им разрешено разрабатывать и внедрять собственные программы. Важно, чтобы эти программы использовались и другими вузами, что им позволит повышать качество образования».
Аналогичная работа должна вестись и по использованию уникального оборудования, которое статусные вузы теперь могут приобретать на выделяемые государством средства: известно, что исследовательские университеты на эти цели собираются потратить свыше 70 процентов от общей суммы — на развитие каждого из 14 НИУ из бюджета выделят 1,8 миллиардов рублей.
Президент Нижегородского госуниверситета Р. Г. Стронгин предложил создавать на базе статусных вузов целевую аспирантуру для учащихся других учебных заведений. Кроме того, от лица РСР рекомендовать вузам активнее заключать между собой договоры, создавая на базе статусных университетов центры коллективного пользования.
В.Н. Васильев, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики, председатель совета ректоров питерских вузов (объединяет около 100 вузов), сообщил, что в северной столице уже ведут совместную работу. И делается это не на уровне деклараций, а в рамках конкретных мероприятий и программ. Например, по подготовке магистров: студенты смогут посещать занятия в 2-3 вузах по разным модулям. Имеющееся на базе некоторых вузов уникальное оборудование также будет использоваться по соответствующим договорам между вузами.
Естественный отбор вузов
Присутствовавший на заседании РСР министр образования А. А. Фурсенко заявил, что структурирование вузовской системы будет продолжаться.
«Я с уважением отношусь к высшей школе России в целом, но не допускаю, что все тысяча вузов с двумя тысячами филиалов могут предоставлять одинаково высокое качество образования, — сказал министр. — Постепенно в вузовском секторе произойдет естественный и, что немаловажно, честный отбор: слабые вузы не смогут существовать». По словам А. А. Фурсенко, связано это будет не столько с финансовыми сложностями (финансирование высшей школы в следующем году не сокращается, а даже несколько увеличивается), а с демографической ситуацией в стране.
«Мы находимся в ситуации, когда лучше никому не станет, — подчеркнул А. А. Фурсенко. — В этом учебном году без студентов остались негосударственные вузы: не смогли набрать от 15 до 50 процентов студентов от своего обычного набора. В следующем году эта проблема коснется и многих государственных. В 2011–2012 году количество студентов уменьшится вдвое».
О приближающейся демографической яме представители Минобрнауки России неустанно повторяют на самых разных мероприятиях начиная с 2006 г. Однако, по мнению министра, вузовское руководство до сих пор не воспринимает эту проблему всерьез.
Говоря о будущем российского высшего образования, А. А. Фурсенко предположил, что вузы рано или поздно начнут выдавать собственные дипломы вместо обезличенных государственных. Гарантией такого персонального диплома станет авторитет вуза, что поможет как работодателям, так и абитуриентам в их выборе.
Не поймать бы вирус нечестности
Еще один вопрос, который обсудили члены РСР, касался единого госэкзамена и олимпиад.
По словам В. А. Садовничего, Совет олимпиад, который он возглавляет, проделал огромную работу по экспертизе поступивших заявок: из 620 было отобрано 87 олимпиад (в прошлом году их было 120), победители которых смогут поступать в вузы без экзаменов.
«Мы не должны допустить в систему олимпиад вируса нечестности, — подчеркнул В. А. Садовничий. — К сожалению, в прошлом году были выявлены факты, которые свидетельствуют о нечестности, например, когда победители олимпиад получали по ЕГЭ 40 баллов. Главное — не забывать цель, с которой проводятся олимпиады. Это поиск талантов. И все должно быть подчинено этой цели».
В.А. Садовничий также сообщил, что РСР намерен взять под свое попечительство и студенческие олимпиады. В 250 вузах страны проводится около десяти тысяч интеллектуальных соревнований. Возможно, при РСР будет создан совет по олимпиадам для студентов, который станет координировать их работу.
Что касается ЕГЭ, против которого ректор МГУ всегда рьяно выступал, то госэкзамен будет совершенствоваться. Для этого, РФ работает специальная комиссия. Суть преобразований, которые в настоящее время активно обсуждаются в созданной по распоряжению Президента РФ комиссии, сводится к уменьшению тестовых заданий и расширению в ЕГЭ творческой составляющей.
Уровень подготовки школьников с каждым годом падает, констатировали участники РСР. И связано это далеко не только с введением ЕГЭ. Корень зла следует искать в преподавателях, в их квалификации. По мнению Садовничего, необходимо устраивать более жесткий отбор школьных учителей. Право работать в школе нужно заслужить. Со стороны вузов следует активизировать работу по организации курсов повышения квалификации для педагогов.
«Крайне важно изменить отношение к профориентационной работе, — считает Андрей Фурсенко. — Вузы должны идти в школу, а не сетовать, что школа уже не та. Необходимо работать со старшекурсниками, причем не только привлекая их в свои учебные заведения, но и повышая их уровень подготовки».
(strf.ru)
к началу